Первые школы Сахалина |
История Сахалина - Миссионеры | |||
Добавил(а) o_Serafim | |||
10.06.12 22:25 | |||
Драгунова А.В. Православие и первые школы каторжного Сахалина
История возникновения первых школ на Сахалине занимает особое место в системе народного образования и напрямую связана с освоением островного края. Известно, что первыми русскими поселениями на Сахалине были военные посты, которые вначале носили характер временных заимок. Два таких поста были основаны экспедицией Г.И. Невельского. Один из них на западном побережье получил название пост Кусунай (Ильинский), ныне поселок городского типа Ильинск, другой - в заливе Анива - Муравьевский пост, ныне город Корсаков. Но постоянные посты стали возникать позднее. Первый из них был основан в 1856 году в Дуэ /РГАВМФ. Ф. 909. Оп. 1. Д. 24. Л.20./ и оставался единственным в течение 10 лет. Только в 1869 году в южной части острова возник второй постоянный пост - Корсаковский. Он появился на месте Муравьевской заимки, над которой еще в 1853 году в знак присоединения Сахалина к России был поднят русский флаг. В 1869 году на севере Сахалина появилось небольшое селение Малая Александровка. В 1872 году - еще одно под названием Пашня, переименованное позднее в Ново-Михайловское, а теперь просто Михайловка. К моменту создания в 1869 году каторги, на Сахалине было пять русских военных постов: Дуэ, Ильинский, Найбути, Мануйский и Корсаковский.
Если учесть, что первыми массовыми поселенцами острова были ссыльнокаторжные и солдаты, большинство которых прибывало без семей и детей, то на первых порах об организации школ для такого контингента царское правительство не помышляло. Но с первых дней заселения для них местная администрация и лично военный губернатор Приморской области принимали участие в создании церквей. По поводу духовного воспитания людей, волею судьбы пребывающих на суровом Сахалине, военный губернатор Приморской области писал епископу Камчатскому: "Имея в виду, что жители большей частью ссыльные, лишенные честного имени, больше нуждаются в проповедовании слова Божия". Первоначально по просьбе начальников округов, а позднее по инициативе проповедников проводилась большая работа по строительству новых церквей. Через несколько лет после организации каторги на острове имелось 11 церквей, три молитвенных дома и восемь часовен. В 70-х годах XIX века предпринимаются первые попытки организации начальной школы, так как многие ссыльнокаторжные, отбыв срок, переходили в разряд ссыльнопоселенцев и оставались на острове, обзаводились семьями. Первая школа, судя по архивным документам, была организована в начале 70-го года прошлого столетия в Такое. Она существовала недолго. В 1875 году, после многочисленных неудач с устройством хозяйств переселенцев, им разрешили перебраться в селение Чеписань (ныне пос. Озерский), и школа в Такое была закрыта. 7 сентября 1875 года в посту Корсаковском по инициативе офицерского собрания 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона состоялось открытие и освящение детской школы для крестьянских и солдатских детей. В присутствии временно прибывшего начальника штаба войск Приморской области полковника Бородина, русского консула при японском правительстве господина Аларовского и депутатов общества крестьян Такойской долины постановлено: "Школу учредить в честь имени Его Императорского Величества Князя Алексея Александровича (брата Александра II. - Л.Д.), как первого осчастливевшего Восточную Сибирь своим высоким посещением и наименовать ее Алексеевской школой"./РГИА ДВ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 142. Л. 5./ Попечителем школы был назначен начальник Южно-Сахалинского округа майор Федор Иванович Рябиков, попечительницей - Олимпина Петровна Радковская, преподавателями - священник Корсаковской церкви Симеон Никанорович Казанский и подпоручик Михаил Костевич. Отец Симеон, или, как его еще звали каторжные и поселенцы, - Семен, преподававший в школе азбуку, письмо и Закон Божий, был просто легендарной личностью. "Он работал еще в те доисторические времена, - писал о нем А.П. Чехов после своего сахалинского путешествия, - когда на Южном Сахалине не было дорог и русское население, особенно военное, было разбросано небольшими гранами по всему югу… О каторжных он судил так: "Для создателя мира мы все равны"... Он замерзал, его заносило снегом, захватывали по дороге болезни, донимали комары и медведи, опрокидывались на быстрых реках лодки и приходилось купаться в холодной воде, но все это переносил он с необыкновенной легкостью... и не жаловался, что ему тяжело живется"./Чехов А.П. Остров Сахалин (Из путевых заметок) // Полн. собр. соч. — М., 1978. — Т. 14-15: Сочинения. — С. 301-302./ В этот первый год открытия школу посещало двадцать детей: четыре солдатских мальчика, три - крестьянских, двое - ссыльнокаторжных, четыре солдатских девочки, семь - крестьянских. Детям преподавались азбука и письмо, для девочек - рукоделие. Азбукой и письмом занимались ежедневно с 9 до 12 часов утра, рукоделием - с часу до двух по полудни. Из Закона Божия изустное преподавание необходимых молитв в неделю два урока от 8 до 9 часов утра и три раза в неделю от 2 часов 30 минут до 4 часов по полудни дети были заняты пением духовных и светских песен. Арифметики и природоведения не было. Приказом военного губернатора острова дети освобождались от занятий в двунадесятые праздники: Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница (день Святой Троицы в 50-й день после Пасхи), Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение честного и животворящего Креста, Введение в Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Господа нашего Иисуса Христа. И, кроме того, во все воскресные дни от 23 декабря до 6 января, четверг, пятницу и субботу сырной недели, в страстную седьмицу на говенье, в неделю Святой Пасхи, в дни Святого Александра Невского и Иннокентия Иркутского Чудотворца, в сельский храмовый праздник. А также в дни тезоименитства и рождения Государя Императора, Государыни Императрицы, Наследника Цесаревича, в дни восшествия на престол Государя Императора и в день его Коронования. По окончании учебного года окружные начальники при участии священнослужителей и смотрителей поселений "производили ученикам проверочные испытания в знании пройденного"./ РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 1. Д. 421. Л. 116./ Материальные средства школы к ее открытию состояли из вольных пожертвований, было собрано 744 рубля 80 копеек. Из них израсходовано на наем надзирательницы, пищу, одежду и обувь для детей 324 рубля 54 копейки. И в дальнейшем все взрослое население поста Корсаковский принимало живейшее участие в делах школы. Позднее, говоря об успехах учащихся, попечитель школы, командир батальона майор Ф.И. Рябиков в отчете о работе школ своему высшему военному начальнику писал о том, что "все мальчики и девочки знают из Закона Божьего молитвы: "Отче наш", "Богородицу", из русского языка все удовлетворительно знают азбуку, умеют читать и писать одно-, двух- и трехсложные слова". /Там же./ Но вся система образования определялась местной административно-военной властью довольно произвольно. Скудные ее расходы уходили в основном на содержание учителей и вознаграждение духовному учителю. Оплачивало их Тюремное ведомство Министерства внутренних дел. И все же открытие школ на Сахалине диктовалось объективной потребностью времени. Обучать элементарной грамоте и воспитывать детей, будущих слуг царя и отечества, сами родители (каторжники и поселенцы) были не в состоянии. Примерно к этому же времени следует отнести создание школы в Дуэ. Об этом свидетельствует переписка в марте 1877 года заведующего ссыльнокаторжными поста Дуэ с военным Губернатором Приморской области об открытии начальной школы. Приказ о запрещении выезда ссыльнокаторжных, отбывших срок наказания, сыграл свою роль: число сел стало быстро расти. За 15 лет, с 1879 по 1894 год, на Сахалине возникло 79 селений. Среди них: Рыковское (Кировское), Дербинское (Тымовское), Владимирова (Южно-Сахалинск). Они образовали три округа: Александровский, Дербинский (ныне Тымовский) и Корсаковский. 4 июля 1884 года заведующий ссыльнокаторжными Приморской области писал начальнику Главного Тюремного Управления Галкину-Враскину: "Школы существуют во всех населенных пунктах и посещаются учениками. Исключением в этом отношении является пост Дуэ, в 1882 году с переводом семейств ссыльнокаторжных и поселенцев в другие поселения, за недостатком учащихся школа была закрыта и по настоящее время по этой же причине не может быть открыта. В настоящее время озабочен приисканием подходящего помещения для Число школ хотя и крайне медленно, но увеличивалось. В 1885 году в Тымовском округе уже было три школы, и в них обучалось 82 ученика. Дети изучали не только грамоту, но уже и счет путем заучивания, так как для самостоятельной домашней работы не хватало учебников. Во всем округе на 82 ученика было 15 азбук, 12 - Русской хрестоматии, 9 книг Детского мира, 42 - Родного улова, 50 - Ветхого Завета, 1б0 - Нового Завета, 5 - Евангелие, 4 - Грамматики, 4 - Арифметики, 4 - Геометрии, 24 Кратких молитвенника, 120 брошюр духовно-нравственного воспитания. Заучивание объяснялось еще и тем, что в школе было 5 грифелей, 42 ученических доски, 2 карандаша, 3 чернильницы, 18 стальных перьев, 40 прописей и 3 классных доски. И так с учебниками и школьными принадлежностями дело обстояло и в двух других округах. Нельзя сказать, что такое положение школ не беспокоило местную администрацию. Озабоченность начальника Александровского округа выразилась в рапорте 1866 года, в котором он писал, что"...для существования первоначальных школ в селениях Ново-Михайловском и Корсаковском требуются: 15 азбук, 2,5 стопы писчей бумаги, 2 коробки стальных перьев, 7 фунтов мелу, 4 перочинных ножа без каковых принадлежностей занятия в школах открыты не могут быть". К 1888 году на острове было открыто семь школ с общим количеством 269 учеников. В Александровском - три школы на 116 человек и одна школа с 24 учащимися - в Корсаковском округе, но, несмотря на некоторый численный рост, их положение оставалось крайне неприглядным. "Король царствует, но не управляет" - так назвал А.П. Чехов положение чиновника, ведавшего школами на Сахалине. "Общий голос таков, что сахалинские школы бедны, обставлены нищенски, существование их случайно, необязательно и положение крайне неопределенно, так как никому неизвестно, будут ли они существовать или нет". В невероятно трудных условиях сахалинской зимы приходилось обучаться детям. Не меньше трудностей испытывали учителя и духовные наставники. Учительница Вера Ступина послала письмо на имя начальника Корсаковского округа: "Честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие ходатайствовать у его превосходительства начальника острова какое-либо содержание, так как за недостатком времени я не имею возможности что-либо зарабатывать для приобретения себе приличной школьной одежды". Учитель Рыковской школы Степан Юркевич на имя начальника Тымовского округа направил докладную записку следующего содержания: "С увеличением числа учеников в Рыковской школе, я окончательно лишился времени давать частные уроки, а с ними и заработка. Получаемого мною жалованья 10 рублей в месяц, при всех моих скромных расходах слишком недостаточно. Терпя во всем постоянные нужды, я почтительнейше осмеливаюсь просить ходатайства Вашего Высокоблагородия об увеличении получаемого мною жалования по примеру Александровского округа до 20 рублей в месяц"./ РГИА ДБ. Ф. 1133. Оп. 1. Д. 142 Л. 21./ Только через год его просьба была удовлетворена. Жалобы духовных учителей в документах отсутствуют. По всей видимости, потому что все трудности сахалинской каторги они должны были выносить без ропота, поддерживая и помогая осужденным. Население Сахалина, формировавшееся в результате каторги, было многонациональным. Судя по его составу на 1875 год, 75 процентов жителей острова, выходцев из центральных и южных губерний России, исповедовали православие, 13 процентов - католицизм, около 2 процентов составляли лютеране и 2,5 процента - магометане. Помимо того, что в посту Александровском "наряду с православной церковыо действовали молитвенные дома евангелическо-лютеранской, римско-католической церквей, а также магометанская мечеть" /Костанов А.И. Русская Православная церковь на Сахалине и Курильских островах. — (Южно-Сахалинск, 1992. С. 42./, с разрешения военного Губернатора острова в первом "Сахалинском календаре" помимо православного Календаря на 1896 год были опубликованы римско-католический, протестантский, магометанский и еврейский календари./ГАСО. Ф. 1038. Оп. 1. Д. 106. Л. 3-30./ Православие, будучи в то время государственной религией, занимало господствующее положение на Сахалине, и обучение в школах велось сообразно православному календарю, но это не служило поводом к каким-либо религиозным распрям, возможно, еще и потому, что люди находились в тяжелых условиях выживания, и духовная поддержка как детям, так и их родителям, и с какой стороны она бы ни исходила, была не только важна, но и просто необходима.
Опубликовано в сборнике «История государственности и церкви на Сахалине». Южно-Сахалинск. Изд-во СахГУ. 2001
|