Русско-японская война 1904-1905 гг. |
История Сахалина - Юбилеи 2010 года | ||||
Добавил(а) Елена | ||||
09.11.09 22:24 | ||||
Памяти крейсера «Новик» И шепчут печальные волны ему: «…Покойся, наш витязь, а мы понесем Стране твоей скорбные вести, Мы скажем, что пал ты в неравном бою Хранителем воинской чести. Увидим мы слёзы любивших тебя: Понятно нам жгучее горе… И будут оплакивать долго тебя И люди, и синее море…» Я. Репнинский
А уж нам-то, сахалинцам, корсаковцам – особенно грешно не знать или знать мало о том, КАК достойно сослужил службу Родине корабль и его команда: ведь именно в нашем заливе Анива августовской ночью 1904 года погиб крейсер-герой.
****
«НОВИК (делая ударение на второй слог – новИк – прим. Е. Р-Л) – так называли на Руси в 16 -17 веке молодых дворян и бояр, начиная с пятнадцатилетнего возраста, еще не записанных на военную службу, до достижения ими 18 лет, после чего они зачислялись в полк и переходили в разряд служилых людей. Позже новиком стали называть что-то новое, сделанное впервые, чего ранее не существовало», - такое объяснение дает словарь. Вышло уже из употребления это старое слово, и кануло бы в лету, если бы не решили русские моряки сделать это слово именем. И имя это известно любому человеку, интересующемуся хоть немного историей Российского Флота. Но если говорят о «Новике», важно узнать – о каком! Не один «Новик» служил России. Был и остается такой обычай – давать новым военным кораблям имена погибших героев, чтобы их гордое имя, и их слава были преемственны и вдохновляли моряков. Так и родилась в русском флоте удивительная плеяда морских «юнцов-новобранцев» - кораблей с именем «Новик». Будет не только справедливо, но и понятно, если о судьбе крейсера мы вспомним, не забыв о других «Новиках» - предшественнике и преемниках. Тем более, как оказалось, их судьбы увязаны историей и людьми.
Часть первая. Корвет.
Он был построен в 1856 году в Петербурге, на Охтинской верфи. Характеристики корабля очень неплохие для своего времени: водоизмещение - 885 (903) т, мощность машины - 200 л. с, длина - 49,8 м, ширина - 9,9 м, вооружение - 11 орудий, экипаж - 15 офицеров и 163 нижних чина. Нет, увы, сведений о скорости корвета, но в некоторых источниках упоминается, что юный «Новик» был весьма шустрым. Это был корабль с паровой машиной и парусной оснасткой одновременно. «Новик» стал первым (!) русским паровым корветом, безусловно оправдывая свое имя (см. приведенную ранее справку из словаря) Спущен на воду 10 июня 1856 г. Этот военно-морской корабль прослужил недолго, но успел блеснуть, приняв участие в легендарной экспедиции русского флота в Америку для политической демонстрации поддержки североамериканским штатам в 1863-1864 годах. Тогда, почти полтора столетия назад, к атлантическим американским берегам подошла русская балтийская эскадра под командованием контр-адмирала С.С.Лесовского, а у западного берега воюющей Америки появилась русская тихоокеанская крейсерская эскадра под командованием контр-адмирала А.А.Попова. Такая недвусмысленно проявленная позиция России сыграла колоссальную роль, и способствовала скорейшему завершению в США Гражданской войны. Американский историк Д.С. Мозей пишет: “Русские прислали свои суда в тот момент, когда падение Соединенных Штатов было почти что решено и интервенция уже готова. Своим внезапным появлением русские моряки помогли победам Америки и предотвратили интервенцию и крах самого государства”. А вот еще одна цитата: "Русская эскадра,- сказал на банкете, в честь русских, мэр Бостона, - не привезла с собою ни оружия, ни боевых снарядов…, мы в них не нуждаемся; но она принесла с собою более этого: чувство международного братства и свое нравственное содействие». Обе эскадры были встречены восторженно и населением, и официальными властями. Манифестации в честь гостей из России превзошли все, что раньше бывало в Соединенных Штатах по отношению к представителям иностранных держав. Американские современники писали об этом событии в восторженных тонах: " Поистине явились избавители! Теперь-то никакая иностранная держава не осмелится вмешаться в гражданскую войну между Севером и Югом США! Весь Север был потрясен этим и громко аплодировал." Города состязались друг с другом, кто лучше организует приемы. Пребывание русских превратилось в длинную череду банкетов и балов. Повсюду звучали тосты за российско-американскую дружбу. "Андреевский крест сплетает свои складки со звездами и полосами", – гласили заголовки американских газет. Адмирал Попов на флагманском судне дал обед, на котором присутствовал губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд, гражданские и военные власти штаба. Особенно восхищались жители США офицерами русской эскадры. В газетах отмечали их высокую культуру, образованность, превосходное знание иностранных языков, умение хорошо держаться. Корвет "Новик" Именно в состав эскадры Попова и входил резвый корвет «Новик» под командованием капитан-лейтенанта Константина Григорьевича Скрыплева. Причем в порт Сан-Франциско самым первым гонцом русской эскадры и вошел «Новик». Несколько дней спустя там пришвартовались еще пять кораблей. И пока эскадра находилась в Сан- Франциско, случилась беда: корвет в тридцати милях к северо-западу от пролива Золотые Ворота в густом тумане выскочил на отмели вблизи мыса Де-Лос-Рейес. Мыс чрезвычайно коварен: более ста кораблей закончили в этом месте свою жизнь, что позволило спустя годы в служебном задании маяка на мысе открыть музей морских катастроф на этом гиблом месте. Есть там и сведения о гибели 14 сентября 1863 года корвета «Новик». Кстати, в 1863-м не только маяка не было, но отсутствовали навигационные средства и достоверные карты этой береговой зоны… Экипаж «Новика» с имуществом перебрался на шлюпках на берег. Пологая океанская зыбь приподнимала корвет и била его о грунт с такой интенсивностью, что менее чем через сутки от корвета осталась только паровая машина. Командир корвета К.Г. Скрыплев направил офицера по берегу в Сан-Франциско. Менее чем через сутки прибыл буксир, на борту которого находился русский консул М. Клинковстрем. Корвет к тому времени был разбит. За два рейса буксир перевез экипаж “Новика” в Сан-Франциско с имуществом. В своем интервью корреспондентам капитан буксира особо отмечал порядок, царивший в береговом лагере русских моряков, потерпевших крушение, их бодрый дух и организованность. Так закончилась служба первого «Новика» - корвета. Стоит отметить, пожалуй, что успел его экипаж внести свой вклад в гидрографическую историю Тихого океана, выполнив в 1862 году опись и промер глубин в проливе Босфор-Восточный, у о. Русский, о. Попова и близ лежащих островов, в связи с чем имя первого «Новика» украшает собой карту Приморья (бухта Новика о. Русский). Он совершил также в составе эскадры винтовых кораблей в 1857-60 годах первое в истории кругосветное плавание паровых судов. А в 1859 году «Новику» довелось сопровождать эскадру генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н.Муравьева. Официально из состава Российского Императорского флота "Новик" был исключен 28 декабря 1863 г. (9 января 1864 г. по новому стилю):
В С. Петербурге, Декабря 28-го дня 1863 года № 202
Потерпевший крушение у берегов Америки корвет Новик, с ВЫСОЧАЙШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ, исключается из списков судов Флота. Генерал-Адъютант Н. Краббе
Есть еще совершенно волнующие обстоятельства слаженности и самоотверженности русских моряков, в том числе и новиковцев, проявленные в 1863 году. В период пребывания в Америке кораблей русской Тихоокеанской эскадры, в Сан-Франциско случился масштабный и разрушительный пожар, в тушении которого приняли участие свыше 400 русских матросов и десятки офицеров. Шесть человек погибли, были погребены в американской земле. Но выучка и доблесть российских моряков так потрясли американцев, что жители города собрали по подписке деньги и отчеканили специальные золотые медали русским, получившим ожоги на пожаре. В числе награжденных был и к тому времени, увы, бывший командир «Новика» капитан-лейтенант Скрыплев. Несколько слов о его судьбе: Константин Григорьевич Скрыплев (1826-1900) – выдающийся русский гидрограф. Крушение «Новика», как было признано специальной комиссией, произошло не по его вине, хотя упреки в адрес командира, естественно, высказаны были. Однако в октябре 1864г. на докладе о причинах крушения корвета, Императором Александром II собственноручно наложена резолюция: "Капитан-лейтенанта Скрыплева никакому взысканию не подвергать". Скрыплев закончил службу в адмиральском чине, его именем назван остров рядом с о. Русским, не очень далеко от бухты имени корвета, которым он командовал. Кстати, вот еще несколько фамилий офицеров - участников этой исторической тихоокеанской акции: Чихачев, Римский-Корсаков, Унковский, Станюкович, Бурачек, Чебышев. Два молодых офицера эскадры брали частные уроки английского языка у дочери командира американской военно-морской базы. Одним из них был юный гардемарин Степа Макаров. Знакомые имена, не правда ли? Чихачев, Римский-Корсаков, Унковский, Клинковстрем, Макаров – люди, чья жизнь оказала влияние на судьбу Сахалина, а Сахалин – стал заметной вехой в их жизни. Внимательному читателю стоит запомнить и другие фамилии (Чебышев, Бурачек) и некоторые обстоятельства судьбы корвета для того, чтобы потом не удивиться многим закономерным случайностям в морских судьбах «Новиков» Дополнительные (и весьма подробные) сведения о службе первого «Новика» можно почерпнуть по электронному адресу: http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Cruisers/KORV_Boyarin/history2.htm
(продолжение - о крейсере 2-го ранга «Новик» - в следующем номере) Материалы систематизировала и анализировала Елена Ращупкина-
|