Детская Морская Флотилия Печать
Программы - Работа с молодежью
Добавил(а) o_Serafim   
21.06.11 21:35


Детская Морская Флотилия –

как форма дополнительного образования с профессиональным уклоном1.


Игумен Серафим (Скипин)


Свято-Покровский града Корсакова мужской монастырь. Россия.


Saint-Pokrovsk Friary Monastery Korsakov town, Sakhalin Regions,

Yuzhno-Sakhalinsk and Kurilsk еparchi Russion Ortodox Church.

Saint-Pokrovsk Korsakov town Friary Monastery.

 

Сахалинские Кирилло-Мефодиевские чтения посвящены 150-летию пребывания Святителя Иннокентия Московского, Камчатского и Алеутского на Сахалинской земле. Попытаюсь, насколько мне это удастся, увязать воедино – заявленную тему доклада с просветительскими трудами святых равноапостольных братьев, миссионерской деятельностью святителя Иннокентия, как миссией, обращенной в будущее, и Свято-Покровским града Корсакова мужским монастырем, как имеющим место быть в настоящем.

Жизнь и деятельность святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия представляет много поучительных уроков. Но выделить мне хотелось бы главное, что связывало братьев – они учат нас братской дружбе и единодушию. Без сомнения, святых братьев связывали и одинаковые от Бога дарования, и прекрасное образование, и одинаковое их святое настроение, и одно общее дело их апостольского служения. Но прочнее всех этих связей была у них связь кровного родства – братства, которая и привела их к благочестивому настроению, и к одному апостольскому и книжному труду, которому они посвятили всю свою жизнь.

Уходит Мефодий на Олимп и к нему спешит молодой инок Кирилл; и здесь они вместе предаются молитвенным и книжным трудам. Вызывают Кирилла в Царьград для посольства его к славянским народам на проповедь апостольскую; Кирилл упрашивает и своего брата Мефодия сопутствовать ему. Вместе они готовятся к миссионерской деятельности, вместе разделяют труды и опасности долгого путешествия, вместе трудятся над просвещением славян и в их школах, и в их храмах, вместе подвергаются и нападениям со стороны противников просвещения славян. Вместе препровождаются в Рим на суд к римскому первосвященнику. Кирилл в Риме от тяжких и изнурительных трудов изнемогает и готовится оставить земное поприще. Во имя этого кровного братства святой Мефодий неуклонно продолжает дело апостольства и книжных трудов у славян, начатое им вместе с братом.

Узы кровного родства – братской любви давали им ту силу, о которой говорит Христос: «Потому узнают, что вы Мои ученики, ели будете иметь любовь между собою». К этому единству во Христе призваны мы все. «Се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе», - говорит пророк Божий Давид. Мы, христиане, связаны между собой узами родства и называем себя братьями и сестрами во Христе. Узами кровного родства мы связаны со Христом через таинство Причащения Его Тела и Крови. Через евхаристическое общение мы призваны к единению во Христе в Его Церкви, которая является единым живым богочеловеческим организмом глава которому Сам Христос. «Вы есте уди от части», - говорит апостол. Вот этот принцип братолюбия во Христе и лежит в основе организации общежительной формы монашеской жизни – жизни во Христе. Есть и другие формы иноческого жития, но общежительная, как первая ступень на пути ищущих совершенства, чтобы научиться в первую очередь узнавать в каждом человеке образ Божий, сострадая к его немощам.

Почему я об этом говорю? Всякая миссия обращена в будущее.

Думаю, что святитель Иннокентий, когда волею Божией ступил на островную землю, не мог не думать о промыслительном значении вынужденной остановки на острове Сахалине во время своего путешествия. И наверняка, как всякий миссионер, молился и мечтал он о том, что и на этом удаленном и отделенном от континентальной части России острове воссияет свет веры Христовой.

Свято-Покровскому града Корсакова мужскому монастырю исполнилось только десять лет. Это единственный на сегодня и первый монастырь за всю историю освоения людьми Сахалинской земли. В этой связи особую значимость приобрело посещение в 2010 году Монастыря Патриархом Русской православной церкви Кириллом, который дал высокую оценку значению этой обители.

В настоящее время на территории Монастыря функционирует одна церковь, установлен Благовестный колокол, ведутся работы по реконструкции здания храма, благоустраивается территория, работает Воскресная школа, открыт для посещения историко-религиозный лекторий…

Руководство и братия Монастыря очень бережно относится ко всему, что связано с историей Сахалина, особенно с историей каторжного периода и периода русско-японской войны и прилагают много усилий для изучения этих этапов, популяризации истории и увековечения памяти о событиях русско-японской войны, произошедших на Сахалине.

Сегодня Монастырь – одно из самых обустраиваемых и красивых мест города, здесь заботливо сохраняют всё, что связано с историей места, обитель постоянно облагораживается.

У монастырского руководства интересные планы по использованию исторических особенностей местоположения для патриотической и духовной работы со всеми, кому интересна и дорога история российского присутствия на Сахалине, история Сахалина в целом и история города Корсакова…

Поэтому мы просим внести в Резолюцию конференции предложение и поддержать инициативу руководства Свято-Покровского мужского монастыря о создании на территории Монастыря Мемориального комплекса героям русско-японской войны. Проект весьма своевременный и идет вместе с мощным движением по военно-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, осуществляемым Московской Патриархией и Министерством Обороны.

А в рамках вышеназванного Проекта предлагаю поддержать подпроект, включающий идею открытия на базе Корсаковского монастыря Детской морской флотилии – места получения дополнительного профессионального обучения детей.

Уверен, что идея имеет хорошую перспективу. Основанная на общественных началах в этом году ДМФ потребует своего развития, и без бюджетного финансирования в следующем году обойтись будет невозможно.

Необходимо оговорить возможность и на будущее предусмотреть финансовую составляющую Проекта и его составляющих, имеющих практическое значение в деле духовно-нравственного воспитания молодежи и населения Сахалинской области.

Краткую концепцию идеи Мемориального комплекса, а также концепцию идеи Детской морской флотилии на базе Монастыря прилагаю.

Детская Морская Флотилия – как форма дополнительного образования с профессиональным уклоном это – не мореходная школа, не ПТУ, но - одна из форм обучения, которую можно охарактеризовать, как учение с увлечением, с пользой и смыслом, к тому же, и с краеведческим, и с патриотическим акцентами!

Проект требует доработки и детализации, как например: форма занятий, перечень дисциплин, периодичность занятий, практика; условия приема, возраст, форма обучающихся; обязательная «отдельность» от учебных заведений; источники финансирования и прочее. Все это можно и нужно обсуждать.

Но главное, что само предложение – «Детская Морская Флотилия» – форма дополнительного образования с профессиональным уклоном – заманчивое, интересное, убедительное и перспективное. А главное - уместное и выполнимое в условиях города Корсакова.

Примеры таких образовательно-воспитательных проектов были в прежние годы в разных городах СССР. Несомненными плюсами этой идеи являются:

- возможность применения хорошего организационного опыта советской образовательной системы;

- использование умений, знаний и сил ветеранов флота (торгового, промыслового и военного), проживающих на территории Корсакова;

- изучение истории края через историю флота;

- формирование (или развитие) нравственной системы взглядов обучающихся, благодаря патронажу церкви (монастыря);

- сочетание воспитания, обучения, интереса и практической пользы;

- возможность увлечь полезным делом именно подростков;

- использование именно корсаковской специфики (море, опытные кадры, исторические особенности, ничтожный «охват» мальчишек полезными делами);

- воспитание патриотизма.

Проект – значительный и нуждается в коллективном воплощении, но что мне особенно кажется важным – это чтобы идея получила воплощение и развитие на базе Свято-Покровского града Корсакова мужского монастыря, как продолжение миссии святителя Иннокентия на Дальнем востоке России. Как миссия, которая сегодня обращена в будущее. В будущее России, в будущее Сахалина, в будущее Корсакова.

______________________________________________

1. Из материалов региональной научно-практической конференции с международным участием «САХАЛИНСКИЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: К 150-ЛЕТИЮ ПРЕБЫВАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО, КАМЧАТСКОГО И АЛЕУТСКОГО НА САХАЛИНСКОЙ ЗЕМЛЕ», прошедшей 24 – 25 мая 2011 г. в г.Южно-Сахалинске