15/28 марта 2010 года в Неделю 6-ю, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье)
в Свято-Покровском града Корсакова мужском монастыре совершен постриг в малую схиму
двух послушников обители АРИСТАРХА и ГЕРМАНА.
Постриг совершил епископ Южно-Сахалинский и Курильский ДАНИИЛ.
Монашество на Руси строилось на византийских традициях. Большинство монастырей являлись и являются общежитийными.
С XI века утвердилось в Византии и перешло в православные церкви сопредельных стран деление монашества на несколько категорий.
Прежде чем стать монахом, мирянин должен пройти период послушания — выполнения тех или иных работ в монастыре.
Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения.
У постригаемого в монахи волосы на темени выстригаются крестообразно в знак посвящения Христу и принятия монашеских обетов.
Обряд восходит к ветхозаветной символике посвящения человека Богу.
Существуют три степени такого посвящения.
Первая — пострижение в рясу, когда монах получает новое имя и право носить широкое и длинное монашеское одеяние (рясу)
и головной убор — камилавку. Прошедших такое посвящение называют рясофорными монахами.
Для справки. Рясофо́р (греч. ρασοφόρος — носящий рясу),
инок, «рясофорный монах», «рясофорный послушник» — монах низшей степени пострига
(т. н. «пострижение в рясофор»), готовящийся к принятию малой схимы.
При пострижении в рясофоры монах получает новое имя, но не даёт никаких обетов.
Рясофорному монаху (в отличие от послушника) разрешается носить рясу с клобуком и чёрную камилавку,
но без мантии, которая впервые даётся принявшему пострижение.
В современной практике РПЦ рясофорный монах называется иноком, а постриг в рясофор — иноческим постригом.
Таким образом, общее для обозначения всех монахов русское слово инок стало обозначать лишь лиц,
принадлежащих к первой степени монашества.
Инок при пострижении принимает на себя обеты Богу, которые обязуется соблюдать в течение всей жизни.
Обязательным для инока и самым строгим является обет девства или безбрачия [1],
нарушение которого влечет отлучение от церковного общения [2], расторжению незаконного брака и запрещение к рукоположению.
Следующие две степени — пострижение в малую схиму и в великую схиму.
Постригаемый в схиму приносит новые, более строгие обеты
и еще раз получает новое имя в ознаменование окончательного отречения от мира, лежащего во зле.
После пострижения в малую схиму монах надевает мантию, откуда и пошли выражения "постричь в мантию" и "мантийный монах".
После пострижения в великую схиму ему вручают еще куколь (головная накидка, спускающаяся на плечи, грудь и спину) с изображенными на нем крестами и аналав — крестообразно надеваемая перевязь в знак несения своего креста и следования за Христом.
Куколь по форме напоминает младенческий чепчик и означает детскую незлобивость, которую должен являть монах.
Малосхимники в отличие от великосхимников могут возводиться в священнический сан:
монахи-диаконы называются иеродиаконами, а монахи-священники — иеромонахами.
Пострижение в великую схиму требует более строгого воздержания и более суровых аскетических подвигов.
Принимая постриг, монах отрекается от своей воли и дает обет всецелого послушания наставникам даже в мелочах, что не исключает, а предполагает постоянное нравственное усилие и работу совести. У тех, кто принял сан до пострижения в великую схиму, он остается.
В этих случаях сан звучит соответственно: схииеромонах, схиархимандрит и даже схиепископ.
Существуют монастыри с более или менее строгими уставами,
могут различаться требования и к разным категориям монахов одного и того же монастыря (например, великосхимники постятся строже остальных; тем, кто занят тяжелым физическим трудом, во время постов даются послабления и т. п.).
По традиции всех русских монастырей монахи не должны есть мясную пищу,
а молочные продукты и рыбу могут употреблять в ограниченном количестве и лишь в особые дни.
Наместник Свято-Покровского града Корсакова мужского монастыря Игумен Серафим.
|