24 сентября 2012 года в Духовно-просветительском центре при Воскресенском кафедральном соборе г. Южно-Сахалинска по благословению преосвященнейшего ТИХОНА, епископа Южно-Сахалинского и Курильского, прошло открытое Собрание Сахалинской общественности с участием игумена СЕРАФИМА (Скипина), Председателя Епархиального отдела по делам монастырей. По его итогам была принята резолюция, текст которой приводится ниже
РЕЗОЛЮЦИЯ
СОБРАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
ЮЖНО-САХАЛИНСКОЙ И КУРИЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ
от 24 сентября 2012 года.
Южно-Сахалинская и Курильская Епархия молода, ей нет двадцати. И вовсе юным – немногим более двенадцати лет – является епархиальный монастырь.
23 февраля 1993 года была образована Сахалинская епархия Русской Православной Церкви. Практически во всех значимых населенных пунктах Епархии были открыты приходские храмы, а в 1999 году – первый на Сахалине – Свято-Покровский града Корсакова мужской монастырь; В 2011 году в селе Красногорске открыто Подворье Рождества-Богородичного Санаксарского мужского монастыря. Вот уже более двадцати лет Православие занимает важное место не только в религиозной, но и культурной, общественной и политической жизни Сахалинской области. Не удивительно, что обсуждение Проекта «Положения о монастырях и монашествующих» от 30 мая 2012 года вызывает живой интерес со стороны верующих жителей области. Поэтому 24 сентября 2012 года в Духовно-просветительском центре при Воскресенском кафедральном соборе г. Южно-Сахалинска по благословению преосвященнейшего ТИХОНА, епископа Южно-Сахалинского и Курильского, прошло открытое Собрание Сахалинской общественности с участием игумена СЕРАФИМА (Скипина), Председателя Епархиального отдела по делам монастырей.
В целом Проект вызвал одобрение и благодарность за проработку пунктов, касающихся определений монашеской жизни и монастырского уклада. Было отмечено, что Проект является выражением исторически сложившихся устоев жизни и опыта русского монашества от его основания до наших дней, направлен на урегулирование монастырской жизни и разрешение возникающих проблем. В Положении подчеркивается необходимость внутреннего устава монастыря наряду с гражданским уставом, особо акцентируется внимание на богослужении, как центре монастырской жизни, даются ясные формулировки кого считать «трудником», «послушником», «рясофорным монахом», определяются требования к тем, кто ищет вступления в монастырь и приносит монашеские обеты, четко прописывается порядок действия священноначалия в случае самовольного ухода в мир монаха из монастыря.
Собрание не поддержало интернет-дискуссий вокруг вопросов о независимости монастырей и избрании их руководителей. Было отмечено, что выборность игумена по греческой традиции из-за несвоевременности поднятого вопроса и ярко выраженной тенденции к автономии монастыря от правящего епископа противоречит самой идее церковности. Принимая во внимание, что выборность игумена (игумении) можно считать естественным правом монашествующих, с благословения правящего архиерея, Собрание посчитало правильным оставить порядок назначения игумена, зафиксированный в Проекте, учитывая исторически важные обстоятельства отсутствия преемственности, и укорененности в традиции.
Установление же «автономии» монастырей от правящих архиереев в данный период времени, неизбежно приведет к негативным тенденциям и нестроениям, особенно недопустимым сегодня.
Одним из самых значимых положений Проекта Собрание единодушно отметило пункт о духовном руководстве. В Проекте фиксируется, что в монастыре оно осуществляется игуменом, в помощь которому может назначаться духовник.
Заслужила внимания тема роли духовника в женском монастыре. Проект «Положения» подчеркивает, что он назначается епархиальным архиереем из числа священнослужителей, совершающих богослужения в обители. В этой связи Собрание отметило принципиальную важность следующего пункта Проекта: «Следуя древней церковной традиции, запечатленной в постановлениях многочисленных Соборов, не допускается служение монахов в женских обителях».
Не обойден вниманием тот раздел Положения, в котором говорится о социальном служении монастырей. Собрание единодушно выразило пожелание, чтобы в этой части Положения нашли отражение исторически сложившиеся традиции, выраженные в том, что социальное служение монашества заключается не во внешних гражданских действиях, а в молитве, ради которой монахи и отрекаются от мира.
Полагаем необходимым поддержать обсуждаемый проект «Положения» и принять его для общецерковного употребления с некоторыми дополнениями, и уточнениями. Это стало бы важным шагом на пути полноценного возрождения монашеской жизни в Русской Православной Церкви.
Собрание постановило обратиться к Епархиальному совету Епархии поддержать резолюцию. Решено Резолюцию Собрания представить на Епархиальный совет Южно-Сахалинской и Курильской Епархии для её утверждения, доработки и направления в Синодальную комиссию по делам монастырей.
От лица собрания резолюция подписана участниками собрания, избранными для её подписания, Секретарем Собрания и Председателем Собрания, всего семь подписей.
|