Предлагаю Вашему вниманию очень интересное исследование Хаховской Людмилы Николаевны, к.и.н., ведущего научного сотрудника Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института (СВКНИИ).
Охотские церкви в XIX — начале XX вв.
(Гижигинская, Тауйская, Ямская и Ольская)
Введение
Стихийное крещение коренных жителей северо-восточных земель Российского государства началось непосредственно после прихода в край русских. Практическая необходимость в их христианизации вытекала из того обстоятельства, что многие русские служилые и промышленные люди прибывали без семей и вступали в браки с туземными женщинами. Чтобы узаконить такой союз, следовало окрестить жену. Однако в XVII в. крещение местных жителей было крайне затруднено, так как правительство опасалось уменьшения ясачного сбора [Гурвич, 1966. С.57]. Все же бюрократические препятствия обходили, и число новообращенных росло. Крещение детей от таких браков уже не встречало трудностей.
Религиозная политика в отношении коренного населения Сибири резко изменилась в XVIII в., когда поступление сибирской пушнины перестало играть существенную роль в экономике России [Майнов, 1927. С.55]. Теперь государство поощряет переход туземцев в православие, поскольку церковь значительно усиливает влияние царской администрации на местные народы. С 1720 г., согласно указу Петра I, инородцам, принявшим православное крещение, выдавали денежную награду [Гурвич. 1966. С.65]. Для успешного распространения христианства в Восточной Сибири в 1706 г. была учреждена Иркутская епархия, которая в 1727 г. обрела самостоятельность (ранее входила в состав Тобольской митрополии) [Тальберг, 1994. С.643]. Вся территория Северо-Востока России до 1840 г. входила в Иркутскую епархию.
В отличие от колониальных держав Запада, российская колонизация была направлена не на уничтожение и искоренение населения осваиваемых земель, а на его "природнение". Эта тенденция ярко проявилась и в конфессиональной сфере [Соколовский, 1998. С. 75; Жуков, 2001. С.177]. Охотских жителей начали обращать в православие с 1740-х гг. Массовое крещение охотских "тунгусов" (эвенов и эвенков) началось в 1780 г. Известно, что одним из первых охотских миссионеров был Александр Громов.
Крестившиеся на несколько лет получали освобождение от уплаты ясака. Принятие христианства открывало перед ними новые возможности: вступление в браки с русскими старожилами и крещеными аборигенами, выдвижение на административные должности. Только из новокрещенов назначались князцы и старшины, их привлекали к работе как проводников и переводчиков [Гурвич, 1966. С.83]. Для мужчин-туземцев переход в православие открывал доступ в ряды казаков и низший разряд служилых людей [Майнов, 1927. С.54]. По данным И.Вениаминова, на Охотском побережье уже к 1820 г. не осталось ни одного некрещенного эвена [Барсуков, 1887. С.135]. Однако открытие новых приходов на Северо-Востоке шло медленно - в 1843 г. на Охотском побережье от Гижиги до Охотска имелось 9 селений и 2 православных храма, на Камчатке насчитывалось 76 селений и 9 церквей.
В 1840 г. была учреждена отдельная Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, первым епископом которой стал Иннокентий Вениаминов. Миссионерская деятельность И.Вениаминова распространялась и на Охотское побережье. Именно с этого периода политика государства по созданию базы православия на Северо-Востоке России становится более целенаправленной, а работа священнослужителей более активной и организованной [Хаховская, 2001. С.171]. С 1840 по 1898 гг. охотские и гижигинские церкви входили в Камчатскую епархию.
В 1858 г. было открыто Якутское викариатство, в 1869 г. преобразованное в самостоятельную Якутскую епархию [Тальберг, 1994. С.768]. По другим данным, Якутская епархия основана в 1870 г. [Майнов, 1927. С.55]. Согласно указу императора Александра III N 735 от февраля 1898 г. Охотский округ Приморской области с 1 января 1899 г. был переведен из Камчатской епархии (с центром в г.Благовещенске) в Якутскую епархию. Одновременно была вновь учреждена Владивостокская епархия, в состав которой вошли церкви Гижигинского округа (Гижига Спасская и походная Корякская миссия в Гижиге) и церкви Анадырского округа — в с.Марково и Анадырская миссия[1].
|