БОГОЯВЛЕНИЕМ праздник называется потому, что
при Крещении Господа нашего Иисуса Христа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Это событие описывают евангелисты Матфей, Марк и Лука.
Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна и
Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов,
потому что Бог есть Свет и явился просветить "седящих во тме и сени смертней" (Мф. 4, 16)
и спасти по благодати падший человеческий род.
В древней Церкви был обычай крестить оглашенных (готовящихся принять крещение людей) в навечерие Богоявления (день перед Богоявлением, 18 января),
так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам.
О нем упоминается в Апостольских постановлениях.
От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского
о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздничном ночном бдении.
Что касается традиции окунаться в воду в этот праздник, то вот что пишет об этом
один из столпов православной веры Афанасий Великий:
"Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых Таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние.
Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах,
в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством,
суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение".
О чудесных свойствах крещенской воды также пишет св. Иоанн Златоуст:
"В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год,
так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение:
эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня,
она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей». Ioan. Chrys. De bapt. 2, цитируется по Водоосвящение // Православная энциклопедия. Том IX. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005 .— С. 140-148."
|