Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 10 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

9
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 2092
Статей : 305
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 518900

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Русско-японская война 1904-1905 гг. PDF
История Сахалина - Юбилеи 2010 года
Добавил(а) Елена   
09.11.09 22:24

    

Памяти крейсера «Новик»

И шепчут печальные волны ему:

«…Покойся, наш витязь, а мы понесем

Стране твоей скорбные вести,

Мы скажем, что пал ты в неравном бою

Хранителем  воинской чести.

 

Увидим мы слёзы любивших тебя:

Понятно нам жгучее горе…

И будут оплакивать долго тебя

              И люди, и синее море…»

Я. Репнинский

                 

 
Кажется, можно  было устать – в  который раз   рассказывать о  корабле, которого уже больше ста лет нет в списках Российского  Флота…   Но нет! Не может быть усталости  от  многократности   признания в уважении и любви, а каждое предложение  пересказать  то, что  довелось  узнать,   наоборот, всегда рождает  благодарное чувство,  если - в который раз! -  понимаю, что  есть интерес, любопытство, желание  услышать или прочитать   что-либо  вообще или что-то новое  о судьбе  крейсера, имя которого  в начале  20 века  знали  все  живущие в  России: знали и гордились.  А еще его имя хорошо знали японцы: знали и боялись.  А еще   его имя знали  англичане, немцы  и американцы:  знали и удивлялись.

 

                   А уж нам-то, сахалинцам, корсаковцам – особенно грешно не знать  или знать мало о   том, КАК  достойно   сослужил службу  Родине  корабль  и его команда: ведь именно   в нашем заливе Анива августовской ночью 1904 года  погиб крейсер-герой.

 

                                                                                ****

 

                   «НОВИК  (делая ударение на второй слог – новИк – прим. Е. Р-Л) – так   называли на Руси  в 16 -17 веке молодых   дворян и бояр, начиная с пятнадцатилетнего возраста, еще не записанных на военную службу,  до  достижения ими  18 лет,  после чего они зачислялись в полк и переходили в разряд служилых людей. Позже новиком стали называть что-то новое, сделанное впервые, чего ранее не существовало», - такое   объяснение  дает словарь.

    Вышло  уже  из употребления это старое слово, и кануло бы в лету, если бы не  решили  русские моряки сделать это слово именем.  И  имя  это известно любому человеку, интересующемуся хоть немного  историей  Российского  Флота. 

   Но  если  говорят  о  «Новике»,  важно узнать – о каком!  

   Не  один  «Новик» служил России. 

   Был и остается  такой   обычай – давать  новым  военным  кораблям  имена   погибших  героев, чтобы их гордое  имя, и   их слава были преемственны и вдохновляли   моряков. Так и   родилась в русском флоте   удивительная  плеяда    морских   «юнцов-новобранцев» -  кораблей с  именем «Новик».   

   Будет не только справедливо, но и  понятно, если   о   судьбе  крейсера  мы  вспомним, не забыв о  других  «Новиках» - предшественнике и преемниках. Тем более,  как оказалось, их судьбы   увязаны  историей и людьми.

 

                                                  

    Часть первая. Корвет.


Первым  из известных «Новиков»  был – корвет.


                                                                                 Типовой корвет

Он был построен в 1856 году в Петербурге, на Охтинской верфи. Характеристики  корабля  очень неплохие для своего времени: водоизмещение - 885 (903) т, мощность машины - 200 л. с, длина - 49,8 м, ширина - 9,9 м,  вооружение - 11 орудий, экипаж - 15 офицеров и 163 нижних чина. Нет, увы,  сведений о скорости корвета, но в некоторых источниках  упоминается, что   юный «Новик» был весьма  шустрым. Это был корабль с паровой машиной и парусной оснасткой одновременно.   «Новик» стал  первым  (!)  русским паровым корветом, безусловно оправдывая   свое имя  (см.  приведенную ранее  справку из словаря)

Спущен на воду 10 июня 1856 г. 

        Этот  военно-морской корабль  прослужил  недолго, но  успел блеснуть,  приняв  участие   в  легендарной экспедиции  русского флота  в Америку для   политической демонстрации  поддержки  североамериканским  штатам  в  1863-1864 годах. 

Тогда, почти  полтора столетия назад, к  атлантическим   американским берегам  подошла  русская балтийская эскадра под командованием  контр-адмирала С.С.Лесовского,    а   у западного   берега    воюющей  Америки  появилась русская тихоокеанская     крейсерская  эскадра  под командованием  контр-адмирала  А.А.Попова.

Такая  недвусмысленно проявленная  позиция России     сыграла   колоссальную  роль,  и способствовала  скорейшему завершению  в США  Гражданской войны.  Американский историк Д.С. Мозей пишет: “Русские прислали свои суда в тот момент, когда падение Соединенных Штатов было почти что решено и интервенция уже готова. Своим внезапным появлением русские моряки помогли победам Америки и предотвратили интервенцию и крах самого государства”. А вот еще одна цитата: "Русская эскадра,- сказал на банкете, в честь русских, мэр Бостона, - не привезла с собою ни оружия, ни боевых снарядов…, мы в них не нуждаемся; но она принесла с собою более этого: чувство международного братства и свое нравственное содействие».

Обе эскадры были встречены восторженно и населением, и официальными властями. Манифестации в честь гостей из России превзошли все, что раньше бывало в Соединенных Штатах по отношению к представителям иностранных держав.  Американские современники писали об этом событии в восторженных тонах: " Поистине явились избавители! Теперь-то никакая иностранная держава не осмелится вмешаться в гражданскую войну между Севером и Югом США! Весь Север был потрясен этим и громко аплодировал."

Города состязались друг с другом, кто лучше организует приемы. Пребывание русских превратилось в длинную череду банкетов и балов. Повсюду звучали тосты за российско-американскую дружбу. "Андреевский крест сплетает свои складки со звездами и полосами", – гласили заголовки американских газет.

Адмирал Попов на флагманском судне дал обед, на котором присутствовал губернатор Калифорнии Лиланд Стэнфорд, гражданские и военные власти штаба.  

Особенно восхищались жители США офицерами русской эскадры. В газетах отмечали их высокую культуру, образованность, превосходное знание иностранных  языков, умение хорошо держаться.
 

Корвет  "Новик"  

Именно в состав   эскадры  Попова и входил резвый  корвет «Новик» под командованием  капитан-лейтенанта Константина Григорьевича Скрыплева.  Причем  в  порт Сан-Франциско  самым первым гонцом русской эскадры и     вошел «Новик». Несколько дней спустя   там пришвартовались еще пять кораблей.  И пока эскадра находилась в Сан-  Франциско,  случилась беда:   корвет  в тридцати милях к северо-западу от пролива Золотые Ворота в густом тумане выскочил на отмели вблизи  мыса Де-Лос-Рейес.  Мыс    чрезвычайно коварен:  более ста кораблей закончили  в этом  месте  свою жизнь, что позволило   спустя годы  в служебном задании маяка на мысе открыть музей морских катастроф на этом гиблом месте. Есть там  и сведения о  гибели 14 сентября 1863 года  корвета «Новик».  Кстати,    в 1863-м  не только  маяка не было,  но отсутствовали  навигационные средства и достоверные  карты этой береговой зоны…   

Экипаж «Новика»  с имуществом перебрался на шлюпках на берег. Пологая океанская зыбь приподнимала корвет и била его о грунт  с такой интенсивностью, что менее чем через сутки от корвета осталась только паровая машина. Командир корвета К.Г. Скрыплев направил офицера по берегу в Сан-Франциско. Менее чем через сутки прибыл буксир, на борту которого  находился  русский консул М. Клинковстрем. Корвет к тому времени был разбит. За два рейса буксир перевез экипаж “Новика” в Сан-Франциско с имуществом. В своем интервью корреспондентам капитан буксира особо отмечал порядок, царивший в береговом лагере русских моряков, потерпевших крушение, их бодрый дух и организованность.
На берег были свезены паруса, судовые документы, касса и личные вещи команды.

Так закончилась служба  первого «Новика» - корвета.  Стоит отметить, пожалуй,  что  успел  его  экипаж  внести  свой вклад в гидрографическую историю  Тихого океана, выполнив  в 1862 году опись и промер глубин в проливе Босфор-Восточный, у о. Русский, о. Попова и близ лежащих островов, в  связи с чем  имя первого  «Новика»   украшает собой  карту Приморья (бухта Новика  о. Русский).

Он совершил также  в составе эскадры винтовых кораблей в 1857-60 годах первое   в истории кругосветное  плавание паровых судов. А в 1859 году   «Новику»  довелось сопровождать   эскадру  генерал-губернатора  Восточной Сибири   Н.Н.Муравьева.

 Официально из состава Российского Императорского флота "Новик" был исключен 28 декабря 1863 г. (9 января 1864 г. по новому стилю):


ПРИКАЗ
УПРАВЛЯЮЩЕГО МОРСКИМ МИНИСТЕРСТВОМ

В С. Петербурге, Декабря 28-го дня 1863 года № 202

 

Потерпевший крушение у берегов Америки корвет Новик, с ВЫСОЧАЙШЕГО РАЗРЕШЕНИЯ,    исключается из списков судов Флота.

Генерал-Адъютант Н. Краббе

 

Есть еще совершенно  волнующие обстоятельства слаженности и самоотверженности  русских моряков, в том числе  и  новиковцев, проявленные в 1863 году.  В период пребывания в Америке   кораблей русской  Тихоокеанской эскадры, в Сан-Франциско  случился масштабный и разрушительный пожар, в тушении  которого  приняли участие  свыше 400 русских матросов  и десятки офицеров. Шесть человек  погибли, были  погребены  в американской земле. Но   выучка и  доблесть российских моряков  так потрясли  американцев, что жители города  собрали по подписке деньги и отчеканили специальные золотые медали  русским, получившим ожоги на пожаре. В числе  награжденных  был и   к тому времени, увы, бывший командир  «Новика» капитан-лейтенант Скрыплев.

Несколько слов о его судьбе: Константин Григорьевич Скрыплев (1826-1900) – выдающийся русский  гидрограф.  Крушение «Новика», как было признано  специальной комиссией,  произошло не по его вине, хотя  упреки в  адрес командира, естественно, высказаны были. Однако  в  октябре 1864г. на докладе о причинах крушения корвета, Императором Александром II собственноручно наложена резолюция: "Капитан-лейтенанта Скрыплева никакому взысканию не подвергать".  Скрыплев закончил службу в адмиральском чине, его именем назван  остров рядом с о. Русским, не очень далеко от  бухты имени корвета, которым он командовал.

Кстати, вот  еще несколько  фамилий  офицеров - участников этой исторической  тихоокеанской акции: Чихачев, Римский-Корсаков, Унковский, Станюкович, Бурачек, Чебышев.  Два молодых офицера эскадры брали частные уроки английского языка у дочери командира американской военно-морской базы. Одним из них был юный гардемарин Степа Макаров.

 Знакомые имена, не правда ли?  Чихачев, Римский-Корсаков, Унковский, Клинковстрем,  Макаров – люди, чья жизнь  оказала  влияние на  судьбу Сахалина, а   Сахалин – стал заметной вехой в их жизни. Внимательному  читателю стоит  запомнить  и   другие фамилии  (Чебышев,  Бурачек)  и  некоторые обстоятельства  судьбы корвета для того, чтобы потом не удивиться многим закономерным случайностям  в морских судьбах  «Новиков»

Дополнительные  (и весьма подробные)  сведения  о  службе первого «Новика» можно  почерпнуть  по  электронному  адресу:

http://navycollection.narod.ru/ships/Russia/Cruisers/KORV_Boyarin/history2.htm

 

   

       (продолжение  - о крейсере  2-го ранга  «Новик» - в следующем номере)                    

Материалы  систематизировала и анализировала

                                                                                                Елена  Ращупкина-
Лопухина

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de