Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 48 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

17
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 2199
Статей : 314
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 530849

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Первая школа PDF
История Сахалина - Юбилеи 2010 года
Добавил(а) Елена   
09.11.09 22:18

 

                       Что мы знаем о  первых  корсаковских школах?

          
  Когда в Корсакове и при ком  открылась первая школа?

    Уже много лет система образования района празднует юбилеи – 50, 60 лет. Неужели и первая школа   в городе со 155-летней историей появилась  только через 100 лет после основания?  Конечно, нет.

    

Принято стало на Сахалине   отмечать юбилеи  тех или иных служб, предприятий, организаций, связывая их не с созданием, а  с датой их официального перехода  под советское  самостоятельное  правление в рамках  созданной в 1947 году самостоятельной Сахалинской области.  Эти даты  (советская  "перерегистрация") очень важны  для всех, давно живущих на Южном Сахалине, потому что именно с того времени  мы полноценно вступили в государственное,  советское,   владение эти краем.

    Но жили-то мы здесь и до правления японцев. Правда, жизнь была не слишком  радостной, а была -  каторжной, но  Сахалин осваивался  яркими личностями, и их духовный и  человеческий потенциал был высок.

    Инициатива создания  школы в  посту Корсаковском   принадлежала  офицерскому собранию 4-го Восточно-Сибирского линейного батальона (в который раз можно благодарить российских военных!).

     Заслуг  в истории нашего округа  у этого батальона  много: они основали  тот Муравьевский пост, что появился в 1867 году на   берегу лагуны Буссе, они  основали в 1868 году  Чеписанский пост (мы его знаем теперь, как село Озерское), они восстановили  в 1869 году  русское поселение, ставшее постом Корсаковским, они в союзе с военными моряками  построили  в 1870 году  первую русскую церковь в нашем,  тогда еще не городе…Они  и школу задумали!

    Школу было решено назвать Алексеевской – по имени  Великого  князя Алексея Александровича Романова (брата  Императора Российского  Алдександра II).

 

   
Место расположения  первой корсаковской школы мы знаем точно, так как  прямое  отношение к ее появлению имела  русская православная церковь.

 

    Церковь  называлась  Анивская (по названию залива, на берегу которого стояла) тюремная однопрестольная церковь  Святого Николая Чудотворца. Была она нарядно-белой  и привлекательной, располагалась на улице, которая сейчас носит название Южно-Сахалинская, стояла церковь по четной стороне улицы (на рисунке  из издания 19 века неплохо просматривается в конце улицы "башенка" Никольской церкви).

    Священником, который строил и освящал церковь и служил  в ней, был Отец Симеон – личность яркая и незаурядная. Он был человеком и священнослужителем, достойным слов признательности  не только от современников, любивших и  доверявших ему, но и от нас, потомков. Умный,  деятельный,  самоотверженный,  искренний,  великодушный, отзывчивый,  мудрый, - таким предстает он со страниц воспоминаний о нем. К сожалению,  не осталось его изображений (а, может, не найдены еще). Но именно он, отец Симеон (Семен  Никанорович Казанский) основал у нас  и церковь, и школу.

    И преподавателем в школе был он же,  уча  корсаковских детей  письму, счету, азбуке, Закону Божьему, музыке и пению духовных и светских песен.

 

    Открытие и освящение  школы состоялось  7 сентября 1875 года, обставлено было весьма трогательно и торжественно. Школа приняла своих первых учеников.

   
Именно этот день, по праву и должен считаться   основным в истории становления  образования (причем,  на всем Южном Сахалине).

 

    Отец Симеон уехал с Сахалина  в конце 1870-х годов « по расстроенному здоровью».

    Когда на Сахалине был Антон Павлович  Чехов, он застал только  благодарные воспоминания  о  священнике. Не могу удержаться от цитаты из  книги  «Остров Сахалин»:

    «В истории сахалинской церкви до сих пор самое видное место занимает о. Симеон Казанский, или, как его  называло население, поп Семен…слух о нем через солдат и ссыльных  прошел по всей Сибири. И поп Семен теперь на Сахалине и далеко кругом – легендарная личность».

    Как  греет душу мысль, что у истоков хорошего дела  стоял такой достойный человек.

    Впрочем, могло ли быть иначе?

    Позже,  статус школ на острове изменился, их передали в тюремное ведомство. Это не могло не сказаться на общей атмосфере школ, на преподавании, на их положении.  Преподавали в школах, в том числе, в Корсаковской,  порой, люди случайные, малообразованные. Быть может, изменилось и место размещения школы, не знаем…

    Только, благодаря поездке Чехова, мы знаем, что всего на Сахалине к 1890-му  году школ было пять, и училось в них в среднем по 44 человека.

    Позже, к 1895-1900 годам,  число школ на острове возросло до 39, но проблему  грамотности  это обстоятельство, увы, не решило. Из архивных документов следует, что на территории современного  Корсаковского округа  действовали  3 школы[1]:

 

Наименование  школы

Число учащихся

Звание, имя и фамилия учителя

Оклад

Образовательный ценз учителя

М

Д

Корсаковская

22

12

Крестьянка селения

Мария Суковская

25 руб.

Окончила  курсы женской гимназии

Пороантомарская

6

5

Надворный рабочий

Яков Васильев

8 руб.

 

Аракульская

7

3

Ссыльнопоселенец

Герасим

Петро…ев

9 руб.

 

 

   Из  этих архивных данных явственно видно, как непросто было с образованием  в каторжное время.  

   Серьезным подспорьем в деле обучения могли служить немногочисленные сосланные на Сахалин  революционеры, так как большинство из них  были людьми образованными.

    Однако в течение долгого времени им запрещалась вести преподавательскую деятельность из страха крамольного влияния  на детей. Потом здравый смысл возобладал, и запрет был снят. Мы знаем, что  не менее 15 человек из политических ссыльных  имели учительскую практику, но кто из них работал в нашем, Корсаковском посту, точных  данных  пока нет.

    Есть еще из каторжных времен одно  воспоминание  о подвижниках просвещения в книге  В.М.Дорошевича «Сахалин. Каторга», в которой  упоминает о  судьбе  «Наумовой, молодой девушки, учительницы, основательницы Корсаковского приюта для детей ссыльнокаторжных.

    Она училась в  Петербурге, бросила все и приехала сюда, увлеченная святой мыслью, горя  великим святым желанием отдать жизнь на служение, на помощь этим бедным, несчастным, судьбою заброшенным сюда детям преступных отцов.

У нее были обширные планы, она мечтала о ремесленных  классах   для детей, о воскресных  школах для каторжных, о чтениях…

Она работала всей душой, энергично отдаваясь делу. Ей удалось кое-что сделать. Корсаковский приют обязан ей своим возникновением….»

    О печальном конце  этой  подвижницы  можно узнать   из   первоисточника…

    Так нелегко  решались  проблемы  грамотности  на каторжном острове, но не перестает удивлять,  в каких условиях,   создавались начала образования на русском Сахалине. Это  сейчас количество школ легко  меряется на  десятки, мы привычны к учебным заведениям  разного уровня профессиональной  и специальной  подготовки, еще несколько лет назад мы и не представляли, что количество вузов на Сахалине приблизится к десяти.… А начало – всегда самое трудное   и  мучительное, даже освященное  добрыми помыслами,  добрыми   надеждами  и добрыми людьми…

     В наступающем, 2010-м году   в мае исполнится 140 лет первой  Корсаковской церкви, а в сентябре – 135  лет  первой Корсаковской  школе:  события, достойные того, чтобы стать значимыми  и для всех горожан, и  для  Южно-Сахалинской и Курильской Епархии

 

                                                                                                                                                               Елена Ращупкина-Лопухина.

 

  
При написании очерка  использовались  сведения  из книги  А.И.Костанова «Русская Православная Церковь на Сахалине и Курильских островах» (Южно-Сахалинск, 1992)

 

 


[1]  Государственный Архив Сахалинской области. Фонд 1038, опись 1, дело 27, с.31

 

 

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de