Заключение |
Программы - Работа с молодежью | |
Добавил(а) o_Serafim | |
07.11.09 23:57 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» обстоятельно изложены проблемы отношений Церкви и государства, проблемы образования и воспитания, и другие проблемы. [18]. Если мы вспомним начало грядущего века – то оно ознаменовано было трагедией и не одной. Но и наследие ушедшего века слишком и даже еще более трагично и противоречиво. Поэтому рассчитывать на беспроблемное сосуществование Церкви, гражданского общества и светского государства, по меньшей мере опрометчиво. На первый план с особой остротой выступают проблемы духовной безопасности, наркомании, терроризма. Одними только экономическими мерами эти проблемы не решить. Это в первую очередь проблемы межрелигиозные, межнациональные, геополитические.
Основная цель государственной образовательной стратегии в 21 веке будет заключаться в восстановлении культурного единства на основе преемственности поколений. Хочется отметить, что взаимодействие Сахалинской епархии и СахГу носит устойчивый характер и имеет положительный результат, направленный на противодействие асоциальному поведению молодежи. Важным показателем успешного сотрудничества Сахалинской епархии, Администрации области и СахГу явилась совместная конференция «Православие в прошлом и будущем России», прошедшая в сентябре 2005 года, активное участие в подготовке которой приняли Отдел Образования и молодежного служения Сахалинской епархии, Центр ДНРМ и «Студенческое объединение православной молодежи СахГу». Другим, бесспорно важным моментом, является направленный в 2004 году в Сахалинскую областную Думу разработанный нами законопроект «О Миссионерской деятельности на территории Сахалинской области», который обсуждался на межрелигиозном совете в администрации сахалинской области представителями всех традиционных для России конфессий, (ПРИЛОЖЕНИЕ 13). Епархиальным Отделом образования совместно с отделом по связям с общественными и религиозными организациями областной Администрации было разработано «Соглашение о сотрудничестве между Администрацией области и Сахалинской епархии в сфере культурно-образовательной и социально-экономической деятельности», которое прошло уже все согласования (ПРИЛОЖЕНИЕ 14). Такие соглашения уже существуют в ряде регионов России, в частности в Кемеровской, Ярославской, Архангельской областях, в Москве и Московской области. Молодежным отделом Сахалинской епархии была также подготовлена выставка в областном краеведческом музее: «Православие в России». В знак приверженности культурным историческим традициям руководство университета и епархии договариваются о строительстве памятной часовни. А пока на месте будущей часовни силами молодежного отдела и православными предпринимателями города установлен памятный крест. Надеемся, что наши совместные начинания, направленные на благо подрастающего поколения и возрождение культурных традиций России, будут иметь продолжение и поддержку среди населения. В доктрине государственной культурной политики определены функции государства в современном культурном процессе и приоритеты культурного развития Российской Федерации [25]. А они основаны на стратегической цели государства – возвращения России в число процветающих мировых держав, которая достижима только на основе лучших традиций российской культуры – высокой духовности, идеалов служения человеку и обществу. Об этом было заявлено на состоявшемся 16 июня 2003 года заседании Государственного совета РФ под председательством президента России В.В. Путина Об этом, кстати, говорится даже в таком документе как «Кёльнская хартия целей и задач пожизненного обучения» [49]. Этот документ был принят лидерами стран «восьмерки» 15 июня 1999 года. В этой хартии особенно подчеркивается мысль о том, что образовательные системы обладают выраженными национальными чертами и играют очень важную роль в вопросах культурного образования. «Теперь нам всем приходится учиться заново и система образования – одна из многих областей наступающего духовного всеобуча. Учиться придется всему российскому обществу, расколотому имущественными разделениями, всем народам России, некоторые из которых, и в первую очередь русский народ, вновь испытывают на себе незавидную участь разделения. Это разделение приобрело небывалые уродливые формы, будь то глубокая пропасть имущественного неравенства или не менее бесчеловечное обличие зла – разделение по живому путем начертания на карте новых государственных границ, которые прошли через семьи, которые прошли через семьи, разрушим покой и посеяв рознь между братьями. Разве есть другое средство, способное оживить и поднять дух народа, кроме единого патриотического образования, создания единого информационного образовательного пространства. Разве у системы народного образования есть иной путь к восстановлению всей полноты культурной жизни, кроме веры, объединяющей многие поколения, соединяющей в единый народ граждан одной страны – миллионы российских соотечественников» [50]. Необходимо объединение совместных усилий так называемого светского и церковного образования. Особенно актуальна проблема подготовки преподавателей. В ситуации острого духовно-нравственного кризиса в стране неэффективно последовательное решение обозначенных проблем. Разовые и локальные меры не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Системность подхода определяется выделением приоритетных аспектов деятельности, связанных единой целью, общими формами организации и управления. Обозначим и кратко охарактеризуем семь основных аспектов системы духовно-нравственного воспитания: Выводы и предложения по совершенствованию системы управления «Центра ДНРМ», по организации более эффективной работы могут сводиться к следующему. Среди множества проблем, с которыми приходится сталкиваться, в том числе и управленческая работа. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях. А работа, начатая «Центром» по продвижению духовно-нравственных инициатив и программ в сфере культуры, образования и душепопечения в молодежной студенческой среде, направлена на возрождение традиционных ценностей отечественной духовной культуры и имеет общественно-полезный результат, является перспективной и требует консолидации всех сил общества [51]. Сегодня необходима планомерная работа по развитию существующих программ просветительского направления по православной культуре, духовно-нравственному воспитанию в университете, с учетом требований времени, включающих подпрограммы по профилактике и реабилитации наркозависимых, профилактике «телемании», программы развития Студенческого Объединения Православной Молодежи (СОПМ). В дипломной работе представлен вариант системного подхода по системного подхода по духовно-нравственному воспитанию и комплекс мер по совершенствованию деятельности муниципального образования в области духовно-нравственного просвещения населения, который с успехом может быть применен в Сахалинской области. Предложенный выше практический опыт по духовному просвещению населения на примере деятельности «Центра духовно-нравственного развития молодежи» является ярким примером сотрудничества государства церкви и общества в стремлении к единой цели - процветанию Отечества. Комплекс мероприятий по духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, предложенных в настоящем разделе работы, может быть применен на уровне района или муниципального центра. В этом разделе работы представлены также типовые положения о Координационном, Попечительском и Научно-методическом советах. Это крайне важно, поскольку практический опыт показывает, что успех любых целей нуждается в разработке механизма их реализации. Предлагаемые мероприятия объединены в систему мер, которая может быть доработана до уровня программы «За духовное и нравственное здоровье населения региона». Описанный в работе опыт практической работы в данном направлении и предлагаемый комплекс мер может быть применен и направлен на совершенствование деятельности муниципального образования в области духовно-нравственного просвещения населения, и адресован специалистам системы управления, педагогам, работникам социальной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Малитиков Е.А., Ключ в XXI век. Устойчивое развитие и образование взрослых. URL: http: //www. nasled.ru/press. 2. Фурсов А.П., Иван Ильин. О воспитании в грядущей России I - III. Из книги «Наши задачи»//Духовно-нравственное воспитание. Школьная пресса - 2005, - № 2.- С. 33-38. 3. Дерягин В.Я. Слово о Законе и благодати/ В.Я. Дерягин, Л.П. Жуковская, А.К. Светозарский. - М.: Столица, Скрепторий, 1994. – 275с. 4. Перевезенцев С.В., О смысле бытия// Духовные истоки воспитания. Альманах – 2002г., - №1. – С. 11-23. 5. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизмы, пути преодоления. М., 2001.- 120с. 6. Сформировать духовно-нравственный кодекс. Губернские ведомости № 153 (1805), 2003. 7. Церковь и право. Кураев А. В. URL:http://www.Kuraev.RU. 8. Конституция РФ. Официальный текст. М.: Эксмо, 2003.- 47с. 9. Об образовании: Федеральный закон № 12-ФЗ от 13.01.96.// Российская газета № 67 (20197). 10. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.,1989. 11. Большая советская энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1989. 1632с.: ил. 12. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941гг. Документы и фотоматериалы. - М.: Институт Российской истории РАН, 1996. – 352с. 13. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Материалы. М.: Издательский отдел РПЦ, 2000. – 187с. 14. Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох. Сборник материалов VI Всемирного Русского Народного Собора. М.: 2002, Издательский отдел ОВЦС МП РПЦ. – 378с. 15. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989//Есин А.Б. Введение в культурологию. Основные понятие культурологи в систематическом изложении. – М., 1999. – 635с. 16. Священник Александр Ельчанинов: Записи. - М, 1996.- 280с. 17. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Что такое духовно-нравственное воспитание. М.: Планета, 2003. – 47с. 18. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, М.:2001, Издательский отдел ОВЦС МП РПЦ. – 184с. 19. Об общественных объединениях: Федеральный закон № 82-ФЗ от 19.05.1995// от 17.05.1997 N 78-ФЗ, от 19.07.1998 N 112-ФЗ, от 12.03.2002 N 26-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, 02.11.2004 N 127 ФЗ//Российская газета № 02, от 03.01.2005,. 20. О поддержке детских и молодежных общественных объединений в Сахалинской области: Закон Сахалинской области № 356 от 16 июля 2002// от 24.05.2004 N 511// Губернские ведомости № 52 (13471). 21. О некоммерческих организациях: Федеральный закон № 7- ФЗ от 12 января 1996// от 26.11.1998 N 174-ФЗ, от 08.07.1999 N 140-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 28.12.2002 N 185-ФЗ, от 23.12.2003 N 179-ФЗ//Российская газета № 02 от 03.01.2004. 22. О свободе совести и религиозных объединениях: Федеральный закон № 125-ФЗ от 26.09.97// от 29.06.2004 N 58-ФЗ//Российская газета № 121 от 01.06.2004. 23. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08.96// Ред. 21.04.2005//Российская газета № 81 от 01.03.2005 . 24. «Программа патриотического воспитания граждан РФ на 2001 – 2005 гг.», М.: Эксмо, 2000. 25. Концепция модернизации Российского государства до 2010 года. М. 2000. 26. «Миссия к молодежи» Сборник материалов Съезда православной молодежи 13-16 мая 2002 г. в Москве. М. Крутицкое Патриаршее подворье, 2002. 27. Святитель Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. – М. «Правило веры», 1998. – 292с. 28. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? - М. «Правило веры», 1996. – 217с. 29. Интервью министра регионального развития В. Яковлева. URL: http: //www.izvesyia.ru. 30. ГОСТ 10749.1-80 и др. Спирт этиловый технический. Методы анализа: [Сборник]. – Взамен ГОСТ 10749-72. - .М.: Изд-во стандартов, 1981. – 47 с.: ил. 31. Классики русской медицины о действии алкоголя и алкоголизме: Избранные труды/ Сост. В.С. Воробьев. М.: Медицина, 1988.- 315с. 32. Эйтинов Ю.Л. «Лечение алкоголизма», М, Медицина, 1990.- 217с. 33. Мендельсон А.Л. Учебник трезвости – Спб.: Александро-Невское общество трезвости, 1913// Священник Алексей Мороз, Владимр Цыганков. Как победить алкоголизм. М.: Православный паломник, 2002. 336с. 34. Углов Ф.Г. Потребление алкоголя – социальная проблема// Соратник 2001г., № 10.- С.5-17. 35. «Нарконет», популярный журнал, №№ 4(30) 2005//Наркологические расстройства. Какие? Сколько? У кого? М.: Издательский дом «Нарконет».- С.10 – 12. 36. Черепанов В. В. Пивка попьем? // В каждый дом Сахалина. – 2004. - № 42.- С. 1-3. 37. Тихомиров С. Профилактика потребления пива несовершеннолетними // Основы безопасности жизни. - 2004. - №1.- С.18 – 25. 38. Тихонова Т. В. России пива нет? //Свободный Сахалин. - 2004. - №43. 39. Кулыгина Л. Сахалинское - продвинутое пиво // Аргументы и факты: Региональное приложение для читателей Сахалинской области. - 2001. - №14. 40. Кузьмичева М. Б. Совесть пивовара // Современная торговля. - 2001. - № 8.- С.5-7. 41. Боровской Г.В., Коньков А.Т. Проблемы молодежи Сахалинской области. 2000. N = 1200. Аналитический отчет социологического исследования. Южно-Сахалинск. 2000. 42. Результаты деятельности МВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. М. МВД РФ. 2001. 43. Годовые отчеты отдела по борьбе с наркотиками УВД Сахалинской области за 1995-2000 годы. 44. Отчеты Управления Внутренних дел Сахалинской области за 1997-2001г. 45. Цыпин В.А. Церковное право. - М.: Издат-во МФТИ, 1994. - 440 с. 46. Русская Православная Церковь и право: комментарий// Отв. Ред. М.В. Ильичев. - М.: Издательство БЕК, 1994. - 464 с. 47. «За духовное возрождение России» Материалы работы Съезда Православной молодежи Дальнего востока и Забайкалья 17-18 октября 2005г. в Хабаровске. 48. Материалы Всероссийской конференции: «Власть, Церковь, бизнес, общество против наркотиков». URL: http: // www.d-p-c.ru. 49. "Кельнская Хартия "Цели и задачи пожизненного обучения" (пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года, принятый на саммите "восьмерки"). URL: http: // www.rg.ru/prilog. 50. Митрополит Солнечногорский Сергий «Место религиозного образования в образовательной стратегии России» - URL: http: // www.bogoslov.ru. 51. Игумен Серафим (Скипин), Молодежь за духовно-нравственное здоровье. Материалы круглого стола Координационного Совета по взаимодействию СахГу и Сахалинской епархии. Сборник материалов студенческих научных чтений «Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук». СахГу 2004.- С.226-256. 52. Медико-техническое задание на строительство комплекса зданий Душепопечительского Православного Центра святого праведного Иоанна Кронштадского. М., 2005. - 48с. 53. Данилин А., Данилина И. «Как спасти детей от наркотиков? – Врачи предупреждают» М. : ЗАО Издательство 2000г. - 348 с. 54. Габиани А. А. «На краю пропасти: наркомания и наркоманы» М.: Мысль 1990г. - 239 с. 55. Корытин С. А. «Тигр под наркозом. Животные – наркотики – человек» М.: Знание 1991 г. - 287с. 56. Стрелков В. А. «Барьер «белой смерти»» М.: Юридическая литература 1989г. - 287с. 57. Владимир Козлов «Руководство по спасению наркомана, или краткий курс выживания» М.: Издательство института психотерапии 2002 г. 57с. 58. Анатолий Берестов «Духовные основы наркомании» М.: Свято – Николо - Шартомский мужской монастырь 2002 г. - 123с. 59. Бонитенко Ю. Ю., Ливанов Г. А. и др. «Острые отравления алкоголем и его суррогатами (патогенез, клиника, и лечение) Санкт-Петербург 2000 г. - 108с. 60. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Сила Моя в немощи совершается. М.: 1997. 61. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие.) - М.: Даниловский благовестник. - 1997.- 375с. 62. Кураев А. В., Выступление перед педагогами и социальными работниками Московской области на конференции "Молодежь в 21 веке" Московская духовная академия, декабрь 2000.). 63. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1-3. Под ред. С.С. Аверинцева. М. 1993-1995.- 456с.: ил. 64. Поппер К.Р.Открытое общество и его враги Т. 1-2. М.: 1992. 65. Таранов П.С. Управление без тайн - Симферополь, 1993. - 480с. 66. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. "Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при различных формах хозяйствования". Учебное пособие. - М.: ГАУ, 1993. 67. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ "Банки и биржи", 1994.-284с. 68. Кохно П.А. / Микрюков В.А./ Коморов С.Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.-253с. 69. Любимова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 1992.355с. 70. "Менеджмент организации". Учебное пособие/Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфа-М, 1995.-279с. 71. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1992.-291с. 72. Дальневосточная государственная академия экономики и управления. Итоговая государственная аттестация. Методические указания к выполнению выпускных квалификационных работ (для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии») /Сост/ Щарафутдинова Л.А., Шарощенко И.В., Павина Г.А. - Владивосток. Изд-во ДВГАЭУ, 2003.- 44с.
|