Актуальность проблемы - Cтраница 3 |
Программы - Работа с молодежью | ||||||||
Добавил(а) o_Serafim | ||||||||
06.11.09 20:53 | ||||||||
Страница 3 из 3
1.4. Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания
На сегодняшний день можно назвать немало препятствий в реализации духовно-нравственного воспитания на традиционной православной основе. Главными являются: 1) Отсутствие разработанной методологии православной культуры, её искусственное сужение только до вероучительных аспектов; 2) Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания, а также четко структурированного культурологического учебного курса (включающего рассмотрение всех компонентов православной культуры); 3) Проблема ограниченной представленности традиционной культуры в современном обществе: его идеологической, научной, художественной, бытовой сферах. Высокая степень секуляризованности современной массовой культуры; 4) Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений, правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года; 5) Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта, отсутствием культурологического и богословского образования даже в православной среде; 6) Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Как следствие – необходимость осуществления системы просветительских мер по подготовке общества к реализации православно-ориентированных программ; 7) Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей; 8) Отсутствие согласованности влияния на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур; 9) Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики духовно-нравственного воспитания на традиционной основе. Как следствие – необходимость организации специальной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; 10) Политическая проблема: государство, призванное выполнять важную функцию в духовно-нравственном просвещении и воспитании, не имеет сегодня четкой идеологической позиции и позволяет заполнять духовно-нравственную сферу суррогатами и продуктами западной массовой культуры. 11) Экономическая проблема. В то время как огромные деньги тратятся на внедрение различных программ либерального характера, нет средств на разработку и создание учебно-методической и информационной продукции по традиционному духовно-нравственному воспитанию, преподаванию основ православной культуры, на духовно-нравственное просвещение населения и подготовку педагогов; 12) Управленческая работа. До сих пор нет цельной программы по духовно-нравственному воспитанию в масштабах страны или региона, не сформулированы четкие цели и задачи, не обозначены приоритеты, отсутствуют соответствующие органы управления, организационно-экономические механизмы реализации духовно-нравственного воспитания на государственном и муниципальном уровнях. Центр духовно-нравственного развития молодежи, используя собственный опыт, анализируя опыт других подобных организаций в этом направлении, опираясь на нормативно-правовую базу и внутреннюю политику государства, готов приступить к разработке такой комплексной программы. Программа должна быть основана на лучших традициях отечественной педагогики, научных разработках и практическом опыте, естественно, с учетом тенденций развития современного регионального образования, особенностей культурно-исторического и социально экономического развития России, Дальневосточного региона и Сахалинской области. В настоящей выпускной квалификационной работе представлен вариант системы мероприятий, направленных на снижение остроты духовного кризиса. Предлагаемые мероприятия рекомендуется включить в Комплексную региональную программу по преодолению духовного кризиса. В следующем разделе работы описывается опыт практической деятельности «ЦДНРМ» за несколько последних лет, которому отводится определенная роль в управленческом аспекте решения проблемы преодоления духовного кризиса в регионе.
|