1.Политический аспект проблемы - Cтраница 2 |
Программы - Работа с молодежью | |||||
Добавил(а) o_Serafim | |||||
05.11.09 23:39 | |||||
Страница 2 из 3
«Закон ставит пределы, за рамки которых не может выходить деятельность людей и организаций в этой области. Но законом отнюдь не определяются все действия людей в той области жизни, которую он призван регулировать. Закон ставит границы. Но было бы смешно представлять себе Россию, ограничившись лишь изучением ее границ. Жизнь страны не сводится к существованию ее пограничных столбов.
Поэтому закон должен предоставлять государству пространство для осуществления государственной политики в области религии. Закон должен оставить государству такую возможность, но продуманный закон должен был бы и государство, и общество, и религиозные группы уберечь от вполне определенной опасности: не допустить, чтобы государство, помогая, стало насиловать» [7]. Из истории и даже из современности мы знаем, что сотрудничество религии и государства может иметь разные формы. Назовем основные: государство наказывает за отречение от господствующей религии; государство поощряет переход в господствующую религию; государство контролирует церковное вероучение; государство контролирует основные моменты церковной жизни (например, назначение епископов); государство помогает господствующей религии, одновременно ограничивая права религиозных меньшинств; государство не помогает господствующей религии, но ограничивает права религиозных меньшинств; государство помогает господствующей религии, не ограничивая активности религиозных меньшинств;
Мы резко отвергали первые четыре варианта, и предлагали седьмой. Дума избрала шестой. Но сегодня от законодателя целесообразно добиваться другого: юридической базы для сотрудничества традиционных конфессий и государства. Для Церкви было бы важно, чтобы в законодательство было введено понятие традиционной конфессии. В таком случае можно было бы, предоставив всем религиозным группам некий необходимый набор прав (в том числе и права юридического лица), строить разумную государственную политику в области религии не путем отнятия прав у кого-то, а путем расширения прав некоторых религиозных групп. Это был бы не путь репрессий, а путь льгот. Можно даже сказать, что это был бы «феодальный путь: путь дарования привилегий» (средневековые императоры и короли даровали «привилегии» городам, монастырям, семьям, людям). По этой схеме государство не мешает осуществлять свою деятельность всем религиозным группам, в которых нет прямого и доказуемого нарушения прав человека. Но при этом государство открыто сотрудничает с теми религиями, которые представляют интересы большинства граждан и которые внесли наибольший вклад в культуру и историю страны. Церковь не заинтересована в ограничении прав кого бы то ни было. Нам нужно лишь, чтобы государство, которое весьма в значительной мере существует на налоговые отчисления своих православных граждан, предоставило бы нам возможность быть с этими гражданами не только в храмах. Четыре сферы должны быть открыты для сотрудничества государства и Церкви: система государственного образования (естественно, при соблюдении добровольности); сфера государственных средств массовой информации; программы восстановления и сохранения памятников культуры; сфера социального служения (институт церковных капелланов в армии, тюрьмах, больницах, интернатах); Это не навязывание православия через государственные механизмы. Это попытка граждан, небезразличных к религии, заставить государство действовать с учетом специфически религиозных интересов огромной части избирателей. «Если люди хотят, чтобы их дети получали знания о православии - государство должно предоставить такую возможность. Законы Финляндии признают традиционными две религии - лютеранство и православие, и если большинство в школе составляют лютеране, то даже для самого незначительного православного меньшинства школа должна пригласить православного законоучителя и оплатить его проезд и его работу. Если школы оплачивают труды руководителя кружка «умелые руки», то почему же считается чем-то недопустимым оплачивать работу человека, который будет приучать к труду душу?» [7]. Если люди хотят большего присутствия православия в средств массовой информации - то те средства информации, которые содержатся полностью или хотя бы частично за государственный счет, должны учесть это пожелание тех людей, на чьи деньги они и существуют. И, между прочим, очень неумно отсутствие на федеральном телевидении мусульманских передач. Если людям тяжело (будь то в армии, в тюрьме, в больнице) и они хотят видеть рядом с собою православного священника - государство должно предоставить услуги не только психиатра, не только «замполита» и не только «массовика-затейника», но и помощь священника. «Речь идет не только о том, чтобы нас «пускали» в эти сферы, речь идет о том, чтобы из госбюджета оплачивалось присутствие этих посланцев Церкви и их работа ради людей» [Там же]. Опыт зарубежного законодательства о религиях в этом плане очень показателен.
Греция. Конституция, ст. 3 [Там же]. Преобладающей религией в Греции является восточная Православная Христианская Церковь. Греческая Православная Церковь, признавая своим главой Господа Иисуса Христа, едина по своей доктрине с великой Константинопольской Христианской Церковью. ст.13. Все известные религии свободны, а право на отправление обрядов защищено законом. Аргентина. Конституция, ст.2 [Там же]. Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую Церковь. Боливия. Конституция. ст.3 [Там же]. Государство признает и поддерживает римскую апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного отправления любого другого культа. Отношения с Католической Церковью регулируются посредством соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом. Ирландия. Конституция, ст. 44, ч.2 [Там же]. Государство признает особое положение святой католической апостолической римской церкви как хранительницы религии, исповедуемой значительным большинством ее граждан. Италия. Конституция делит все религии на два разряда: католическая (ст. 7) [Там же], с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии (ст. 8) [Там же]. Мотивация сотрудничества государства с Католической церковью в ст. 9 [Там же] Конкордата формулируется так: «Итальянская Республика, признавая ценность религиозной культуры и учитывая, что принципы католицизма являются историческим наследием итальянского народа...» [Там же]. Израиль. Закон о возвращении, ст. 4а: [Там же] право на репатриацию в Израиль имеет любой еврей, но лишь когда он не исповедует иную религию. Верховный суд Израиля постановил, что все евреи, перешедшие в христианство, теряют право на репатриацию в Израиль [там же]. Болгария. Конституция, ст.13. [Там же]. Традиционной религией является восточное православное вероисповедание. |