СЕВЕРНЫЙ САХАЛИН (бывший 12-ый участок Камчатской епархии) с 1900г - 8-ое благочиние Владивостокской епархии
Александровский округ
п. Александровский (ныне г. Александровск-Сахалинский )
|
1
|
Освящена
23 июня 1893 года (прежняя, маленькая и деревянная, сгорела 28.11.1890г )
|
|
церковь тюремная во имя Пресвятой Богородицы, в память честного Её Покрова
|
Август 1878-август 1882
|
Добровидов Николай, священник,
на Сахалине с августа 1878 по август 1882 г.
|
священник Дуйской церкви
|
Июль 1882-1886
|
Ираклий, иеромонах,
на Сахалине с июля 1882 по 1890 г.
|
|
1884-1889
|
Сальников Георгий, священник,
на Сахалине с 1884 по 1889 г.
|
И.П. Миролюбов оставил очень теплые воспоминания об этом священнике: "Священник о. Георгий Сальников всем служил даром. Один я едва мог уговорить его принять от меня немного денег. В этом отношении он был в мое время беспримерным священником на Сахалине. Отец Георгий довольствовался своим жалованием (1000 руб. в год) от тюремного ведомства. К сожалению, рано овдовев, он не мог примириться с здешней горемычной жизнью и ушел на Амур". Имеются более поздние сведения о том, что он служил в Нестеровской Иннокентиевской церкви, а в 1894 г. был прикомандирован к Градо-Благовещенскому кафедральному собору
|
|
Винокуров Митрофан, священник,
на Сахалине с сентября 1885 по 1893 г.
|
настоятель Дуйской церкви - в начале 90-х гг. периодически исполнял обязанности священника Александровской церкви
|
1892-1898
|
Винокуров Александр Григорьевич, священник,
на Сахалине с 1890 по 1905 г.
|
священник Рыковской (Тымовской церкви).
|
1892 - 1905
|
Уннинский Александр Петрович, священник,
на Сахалине с 1892 по 1905 г.
|
был священником Александровской тюремной церкви, благочинным 12-го участка Камчатской епархии и восьмого — Владивостокской, членом Николаевского отделения Епархиального Училищного Совета. В 1897 г. определением Священного синода "О награждении лиц духовного звания за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества" в числе прочих был награжден камилавкою и о. Уннинский. В 1903 г. "благочинный 8-го округа церквей Владивостокской епархии, священник А. Уннинский Всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны 3-й степени за 12-летнее прохождение должности благочинного". Во время войны, в июне 1905 г., "священник Александровской тюремной на о. Сахалин церкви А. Уннинский уволен в 2-х месячный отпуск, а исполнение обязанностей благочинного возложено на священника Рыковской церкви А. Винокурова". В 1905 г. А. Уннинский "согласно определению Святейшего Синода от 7 апреля... Его Преосвященством возведен в сан протоиерея". В мае 1906 г. А. Уннинский, согласно прошению, уволен за штат с причислением к Владивостокскому кафедральному собору. В 1907 г. он - настоятель Градо-Благовещенской кладбищенской церкви
|
Август 1894-1896
|
Никитин Павел Евгеньевич, священник,
на Сахалине с 1894 по 1904 г.
|
В августе 1894 г. "дьякон Градо-Благовещенской Покрово-Николаевской церкви Павел Никитин назначен на место второго священника к Александровской на о. Сахалин Покровской церкви"
|
25 апреля 1896-1897
|
Рождественский Дмитрий Дормидонтович, священник,
на Сахалине с 1896 по 1905 г.
|
25 апреля 1896 г. переведен священник Иннокентиевской церкви ст. Черняевой Амурской области Дмитрий Рождественский к Александровской церкви на о. Сахалине вторым священником. Во время посещения острова в 1896 г. Владыка Макарий наградил его за литургией набедренником
|
Апрель 1903-4 августа 1905
|
Щеглов Александр, диакон,
священник после русско-японской войны,
на Сахалине с 1903 по 1914г
|
в апреле 1903 г. дьякон Владивостокского кафедрального собора А. Щеглов перемещен на вновь открытую вакансию дьякона при Александровской тюремной на острове Сахалине церкви
По возвращенияю на Сахалин после русско-японской войны был священником местной команды. С 1907 по 1914г. имеются метрические книги церкви Сахалинской местной команды (данные из Духовного Правления Протопресвитера военного и морского духовенства), записи в них сделаны священником А. Щегловым. Во время посещения острова в 1911 г. архиепископом священник местной воинской команды А. Щеглов был награжден набедренником. Владыка посетил церковь местной команды. "Священник о. Щеглов приветствовал Архипастыря речью, в которой выразил пастырскую радость, что во вверенной его попечению команде нет ни ересей, ни расколов, но процветает вера и преданность св. Церкви"
|
Октябрь 1906-1912
|
Громовой Феодосии,
диакон,
на Сахалине с 1906 по 1912г
|
В октябре 1906 г. состоявший на псаломнической вакансии при Успенской церкви диакон Ф. Громовой переведен на штатную диаконовскую вакансию к Александровской на о. Сахалине церкви. Прослужил на Сахалине шесть лет. Служил в Ново-Михайловской церкви, в Дуэ, в п. Корсаковский. Во "Владивостокских епархиальных ведомостях" за 1911 г. были напечатаны его записки "С Сахалина". В 1913г., будучи к этому времени священником с. Белая Церковь, умер, оставив жену и пятерых детей в возрасте от одного до семи лет. Хоронили, как говорится, всем миром, было собрано по подписке 621 руб. 21 коп., в том числе с Сахалина прислали 166 рублей
|
1906 – середина 20х годов XXвека
|
Яковлев Иван Викторович, священник,
на Сахалине с 1893 по середину 20-х гг. XX века
|
В 1906 г. "Предложением Его Высокопреосвященства. .. священник Александровской тюремной церкви И. Яковлев Назначен и. д. благочинного церквей Северного Сахалина". С 1909 г. ему назначена пенсия в размере 500 руб. за прослужение в Камчатской епархии 18 лет. В августе 1911 г. и. д. благочинного сахалинских церквей священник И. Яковлев утвержден в должности благочинного. В 1913 г. определением Святейшего синода за заслуги по духовному ведомству он был награжден ко дню рождения Его Императорского Величества наперсным крестом. Краткие сведения о священнике Иоанне Яковлеве содержатся в школьных листках одноклассной церковно-приходской школы для девочек имени шталмейстера Гондатти в п. Александровском за 1912-1914 гг.: "Иоанн Викторович Яковлев, благочинный священник, заведующий школой в п. Александровском со дня ее открытия-с 27 октября 1911 г., образование получил в Томском реальном училище, состоит на учительной службе с 1890 г., в том числе - в церковно-приходских школах- 5 лет (с 20 декабря 1914 г.), женат". Любопытно, что в 1907 г. возник конфликт между о. Яковлевым и военным губернатором Сахалина A.M. Валуевым. Последний даже написал жалобу на священника на имя приамурского генерал-губернатора. Конфликт был связан с постановкой разрешенной губернатором "сенсационной пьесы Протопопова «Черные вороны»". «14 ноября благочинный местной церкви о. И. Яковлев в присутствии молящегося народа и солдат церковного парада нашел уместным произвести проповедь, в которой находил неудобным, якобы, глумление над Святой церковью, усмотренное им в постановке... а лиц, участвующих в глумлении, сравнил с Хамом, непочтительно насмеявшимся над наготой своего отца - Ноя. Протест о. Благочинного я могу объяснить лишь недостаточным постижением с его стороны тенденции пьесы... Отец И.Яковлев служит при мне на Сахалине с 19 января 1906 г., за это время он, благодаря своей бестактности, успел со многими встать в резкие отношения и вызвать с моей стороны неоднократные обращения к Архиерею, несмотря на это о. И. Яковлев по-прежнему продолжает быть бестактным, резким и вызывать неудовольствие жителей своими препирательствами о гонораре при исполнении им треб. Оскорбление, нанесенное мне 14 ноября при народе и солдатах, лишает меня возможности посещать храм, в котором служит о. Благочинный даже в высокоторжественные дни. Я прошу вмешательства в это дело Вашего Высокопревосходительства, в видах избавления наконец Сахалина от о. И. Яковлева и перемещения его, куда признает духовное начальство нужным, или, в противном случае, о новом мне назначении". В ответ приамурский генерал-губернатор, пытаясь сгладить конфликт, пишет: "Я нахожу, что ... инцидент не должен служить поводом к созданию открытого разрыва между высшим на месте представителем правительственной власти и местным духовенством, тем паче, к прекращению посещения губернатором посещения храма Божия.. .". По всей видимости, конфликт этот был улажен, а что касается этого священника, то он продолжал работать на острове и в последующие годы. В 1919 г. стал протоиереем. В 1912 г. он напечатал свои заметки "С Сахалина" во "Владивостокских епархиальных ведомостях". Судя по архивным документам, этот священник отрицательно отнесся к большевикам и их попыткам проникнуть в органы управления в 1918 г. На первом съезде учителей Северного Сахалина, проходившем 9 августа 1918г., преподаватель Александровского высшего начального училища настоятель Покровской церкви И. Яковлев заявил, что так как председателем съезда избран И.В. Харитонов, назначенный Дальсовнаркомом комиссаром просвещения острова Сахалина, то и весь съезд под его председательством будет носить большевистский характер, в таком съезде он, Яковлев, не может принимать участия. Поблагодарив учителей за признание за ним права решающего голоса, отец Иоанн покинул заседание. 28 августа Александровская городская дума приняла постановление об аресте и высылке ставленника большевизма И.В. Харитонова во Владивосток, аргументируя это тем, что он назначен Дальневосточным краевым Советом народных комиссаров, "власть которых подавляющем большинством населения о. Сахалин не признана". По всей видимости, о. Иоанн покинул остров к 1926 г.
|
1911-1915
|
Шастин Андрей, священник,
на Сахалине с 1908 по 1917 г.
|
Второй священник
|
Сентябрь 1912-середина 20х годов ХХ века
|
Евфимий Зеленский, диакон, на Сахалине с 1912 по середину 20х годов ХХ века
|
В сентябре 1912 г. "псаломщик в сане дьякона Хвалынской церкви... переведен с 1 октября на штатное дьяконовское место к Александровской на о. Сахалине церкви"
|
Май 1917
|
Сахаров Н, священник
|
|
сентябрь 1919 - 1924
|
Дышаев Пахомий, священник,
на Сахалине с 1919 по 1924г
|
|
1926-февраль 1930
|
Ахлестин Михаил Андреевич, иеромонах,
на Сахалине с 1926 по 1933г
|
Документы советского времени передают его политическую характеристику (после закрытия всех церквей на острове): "Бывший священник, монах тихоновец, по ликвидации Шмаковского монастыря, где он был послушником, был дьяконом, а затем рукоположен в священники и назначен в деревню Варваровка Владивостокского округа. Прибыл на Сахалин при Советской власти в 1927 г. Имел и имеет связи с лишенцами города, занимается антисоветской агитацией". Ахлестин Михаил Андреевич был арестован 5 октября 1933 г. Его автобиография к этому времени выглядела следующим образом: "Родился в семье бедняка Ахлестина Андрея Ивановича в 1892 г. в селе Новинки Ярославской губернии. От родителей остался сиротой в 6,5 лет, кроме меня и старшей сестры Марии в семье никого не было. Обществом села... был отдан к опекуну на воспитание... Оленьеву Максиму Ивановичу... Я прожил у него до осени 1903 г. Один зажиточный мужик Ситников на заработанные мной деньги отправил меня на учение в Петербург, где я проучился у мастера золотых дел - ювелира до 1909 г. и до начала 1910 г. у него же работал подмастерьем. Весной 1910 г. у меня явилось желание попасть в монастырь и в мае месяце 1910 г. я уехал в Воложский монастырь на Ладогском озере... где пробыл 3 года...". После этого судьба бросала будущего сахалинского священника по просторам России. В 1913 г. он был призван в царскую армию, но не пришлось тогда ему служить, так как выяснилось, что он является единственным кормильцем престарелой бабушки. Потом работал ювелиром в Питере. С 1915 по 1917 г. служил в царской армии, в 1918г. работал ювелиром в Новгороде, позже — дворником в Перми. В 1919 г. - в Томске швейцаром в номерах, а с сентября 1919г. оказался во Владивостоке, где снова работал ювелиром. В ноябре 1919 г. был призван в колчаковскую армию, где служил рядовым до февраля 1920 г. Был в плену у красных, а когда японцы взяли Спасск, остался при них и до августа 1920 г. работал в Спасске ювелиром. С сентября 1920 по ноябрь 1924 г. находился в Шмаковском монастыре. После того как монастырь был распущен, жил в Спасске, во Владивостоке, где был псаломщиком в Домовой церкви по Второй Круговой улице. В 1926 г. проживал в с. Воздвиженка, где работал в церкви, был произведен в дьяконы. Потом "был назначен попом на о. Сахалин в г. Александровск, куда прибыл 20 июня и прослужил до февраля 1930 г". По его словам, 16 марта 1930 г. он "пал с одной девушкой в незаконный брак и после этого снял с себя сан".
После этого священник работал чернорабочим на лесопилке, на руднике "Женкер", а после смерти жены и затем ребенка, в августе 1931 г., уехал в Агневский район, местечко Нискизы, устроился там кладовщиком и сторожем овощехранилища. В декабре 1931 г. его как лишенца уволили. Потом он был поваром в буровой партии, сторожем на лесопилке, откуда был уволен без объяснений причин. Последнее место работы александровского священника - пожарный сторож построек лесозаготовительного участка. Обвинение бывшего священника строилось на двух свидетельских показаниях, которые звучали следующим образом:".. .поп Ахлестин говорил (рабочим. - Н. П.): "Власть вредная, она разрушила храмы и начала строить очаги войны (военные городки)... Власть безбожная и вся ее работа богу не нужна, и кто усердно работает на антихриста это учтется при вечном бытие.. ."… "Поп Ахлестин говорил, что "за границей создан комитет помощи верующим и честным людям, находящимся в настоящее время в России, на которых гонение от антихриста", что "скоро настанет время, что будут восстановлять разрушенные храмы, что все, что в настоящее время делается это временно.. .". Эти показания стали основанием для обвинительного заключения по ст. 58-10 УК РСФСР в антисоветской агитации, виновным себя обвиняемый не признал. Тройка ПП ОГПУ ДВК от 11 декабря 1933 г. постановила заключить Ахлестина Михаила Андреевича в концлагерь сроком на пять лет. Последнее, что известно о его судьбе, - он был освобожден 2 августа 1937 г. Дальнейших сведений о нем не найдено. Священник был реабилитирован в 1989 г.
|
|
Приход образован в 1993г
Строительство новой церкви завершено ок.2002г
|
|
Церковь Покрова Божией Матери
Настоятель храма - игумен Амвросий (Ковалев).
|
2
|
Построена в 1893г.
Освящена 30.08.1894г
|
|
часовня без алтаря, в память избавления Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей опасности во время путешествия по Японии в бытность наследником
|
с. Корсаковское (теперь такого населенного пункта нет)
|
3
|
21 июня 1896
|
|
церковь (приютская) приписанная к Александровской (часовня с алтарём) в честь Рождества Иоанна Предтечи
|
Январь 1897-1900
|
Рождественский Дмитрий Дормидонтович, священник,
на Сахалине с 1896 по 1905 г.
|
Переведен с Александровской церкви
|
1901 -1903
|
Попов-Какоулин Николай Семенович, священник,
на Сахалине с 1891 по 1903 г.
|
Переведен с Дербинской церкви. В январе 1904 г. Н. Попов-Какоулин, согласно прошению, был уволен от службы по епархиальному ведомству. В последующие годы служил священником в Иркутской епархии, в Романовской Николаевской церкви
|
Март 1903- 22 августа 1905
|
Хлебцевич Адам, священник,
на Сахалине с 1903 по 1908 г.
|
был назначен священником Корсаковской приютской на о. Сахалине церкви в марте 1903 г., но до открытия навигации совершал богослужения и требы при Голенской церкви. Выезжал с острова во время японской оккупации в 1905 г. При этом соглашался остаться на острове только за жалованье в 4000 руб.(!))
|
|
|
|
п. Дуэ
|
4
|
построена в 1870г., освящена 22 декабря 1876г
|
|
церковь тюремная деревянная в честь святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца
|
1876-1878
|
Валериан, иеромонах,
на Сахалине с 1876 по 1878 г.
|
Родился в 1893 г. в Галиции, сын дворянина Григория Слониковского. Обучался в Львовской гимназии, в Полтавской Униатской лавре, в Волынском лицее. По окончании лицея в 1823 г. пострижен в монашество и назначен учителем немецкого языка во Вруцком дворянском училище. В 1827 г. рукоположен в иеродиакона, в 1828 г. - в иеромонаха. С 1832 г. исправлял иеромонашеские обязанности в ряде монастырей, "где вводимы были греческие обряды". В 1836 г. уволен от исполнения иеромонашеских обязанностей. В этом же году принял православие и был определен в Полоцкий Архиерейский дом для исполнения различных поручений. В 1842 г. был назначен присутствующим Полоцкого духовного правления. За ревностное служение в 1842 г. награжден набедренником. В 1843-1845 гг. был наместником Витебского Святотроицкого монастыря и служил в ряде других монастырей. В 1847 г. был определен к Рижской Архиерейской домовой церкви и. д. иеромонаха и ризничего. В 1848 г. "во время свирепствовавшей болезни холеры был командирован для напутствия больных по Рижскому Алексеевскому приходу", для этой же цели был командирован в Митаву. По предложению архиепископа Рижского Платона был перемещен в Елизаров монастырь Псковской епархии в 1851 г., в 1853 г. был перемещен в Новгородский монастырь, а затем - в Новгородский Архиерейский дом для исполнения требы священнослужения. В 1856 г. был награжден бронзовым наперсным крестом в память войны 1853-1856 гг. С 1861 г. назначен Св. синодом в Приамурский край на миссионерское служение. Прибыл в Благовещенск и назначен в Камчатский Архиерейский дом 25 июля 1862 г. С этого времени работал в церквях епархии: в Михайловско-Семеновской на Амуре, во Владивостокской и др. В 1865 году был основан миссионерский стан - на границе с Кореей для корейцев, миссионерские обязанности выполнял здесь иеромонах Валериан. В 1872 г. за десятилетнее служение в Камчатской епархии Св. синод преподал ему благословение. С 1873 г. был назначен законоучителем в Николаевскую прогимназию, стал временным членом Николаевского духовного правления. Вновь был награжден наперсным крестом от Св. синода. По прошению был переведен к Дуйской церкви на о. Сахалин. Прибыл в Дуэ в сентябре 1876 г. Очевидно, в августе 1878 г. о. Валериан был переведен с Сахалина в Приморье. 23 июня г. "умер Ольгинской церкви настоятель иеромонах Валериан в возрасте 90 лет". Произошло это в п. Дуэ. Отец Валериан был "погребен священником Николаем Добровидовым и псаломщиком Александром Верещагиным на общем Дуйском кладбище".
|
Август 1878-август 1882
|
Добровидов Николай, священник,
на Сахалине с августа 1878 по август 1882 г.
|
В фондах главного тюремного управления имеется интересный документ, относящийся непосредственно к деятельности этого священника, - представление в ГТУ из главного управления Восточной Сибири от 31 августа 188I г.: "Военный губернатор Приморской области представил на мое усмотрение ходатайство заведующего сахалинскими ссыльнокаторжными, подполковника князя Шаховского о награждении священника Дуйской тюремной церкви Н. Добровидова 5000 руб. и псаломщика той же церкви Верещагина 100 руб., из сумм, ассигнованных по штатам на церковные расходы в Александровской и Тымовской тюрьмах, в районе которых священник Добровидов в течение уже трех лет (с августа 1878 г.) исполняет духовные требы. В рапорте по означенному предмету кн. Шаховский объясняет, что священник Добровидов, совершая по исполнению церковных треб беспрестанные разъезды, днем и ночью, при неблагоприятных климатических условиях, трудных путях сообщения и в местности, скрываются беглые каторжные, рискует здоровьем и даже жизнью, ) только благодаря энергичной деятельности священника Добровидова жители Северо-Сахалинского округа и всех дальних береговых постов в течение трех суток были приведены к присяге ныне благополучно царствующему Государю Императору; что священник Добровидов не упускает случая проповедовать Святое Евангелие между инородцами, между коих многие, и обратились в православие, и что, благодаря такту и добросовестности этого священника, инородцы относятся к нему с доверием и уважением. В виду столь усердного и полезного служения священника Добровидова, и принимая во внимание, что он и псаломщик Дуйской церкви Верещагин исполняют обязанности 3-х церковных причтов, положенных по штатам в Северо-Сахалинских тюрьмах, признавая со своей стороны, что ходатайство заслуживает уважения.. .". После долгой бюрократической переписки на основании того, что ".. .остатки от содержания одного места (церковных причтов в Александровской и Тымовской тюремных церквях. - Н. П.) не могут быть обращены на выдачу наград и пособий служащих в другом месте" (т. к. Н. Добровидов относился к Дуйской церкви. - Н. П.), в ходатайстве было отказано. "Камчатские епархиальные ведомости" за 1894 г. содержат информацию о Н. Добровидове как о священнике Усть-Уссурийской церкви
|
в начале 1884 г. (временно)
|
Коновалов Иоанн, протоиерей
|
|
1884-1885
|
Сальников Георгий, священник,
на Сахалине с 1884 по 1889 г.
|
Настоятель Александровской церкви
|
сентябрь 1885 - 1893
|
Винокуров Митрофан, священник,
на Сахалине с сентября 1885 по 1893 г.
|
в начале 90-х гг. периодически исполнял обязанности священника Александровской церкви
|
август 1893-1896
|
Паргачевский Кесарь Гаврилович, священник,
на Сахалине с 1893 по 1896 г.
|
Переведен в Платоно-Александровскую церковь Южно-Уссурийского края
|
1896
|
Охлопков Александр, священник,
на Сахалине с 1892 по 1896 г.
|
Переведен с Рыковской церкви
|
1896-май 1897
|
Цивелев Константин, священник,
на Сахалине с 1896 по 1897г
|
В мае 1897 г. был, "согласно желанию, отчислен от этой церкви и прикомандирован к Градо-Благовещенской кладбищенской церкви"
В 1899 г. стал студентом первого набора Восточного института, в 1903 г. в числе десяти выпускников первого выпуска закончил Восточный институт г. Владивостока. Позднее - видный деятель епархиальной жизни, благочинный первого округа, окружной наблюдатель Владивостокского отделения Епархиального училищного совета, член епархиального Ревизионного комитета.
|
Июнь 1897
|
Бетин Александр Спиридонович, священник,
на Сахалине с 1897 по 1905 г.
|
переведен из Дуликинской церкви Южно-Уссурийского края
|
1897-1905
|
Алексей Кукольщиков, священник,
на Сахалине с 1894 по 1915(?) г
|
переведен из Березняковской церкви.
Оставил записки о жизни острова во время русско-японской войны - "Из записей сахалинского священника за 1905 г.", напечатанные во "Владивостокских епархиальных ведомостях" в 1907 г.. Из дневников этого священника, который остался на Северном Сахалине после капитуляции русских войск острова 19 июля 1905 г., видно, что далеко не все отцы остались со своей паствой в тот трагический период японской оккупации, хотя к священникам японские власти относились достаточно снисходительно. Им было разрешено проводить богослужения и совершать требы. 30 июля 1905 г. отец Дмитрий Рождественский открыл богослужения в Александровской тюремной церкви. Однако атмосфера на острове была настолько гнетущей, что всем хотелось побыстрее вырваться с Сахалина. Поэтому, когда японцы заявили, что все желающие выехать с острова на материк должны объявить о выезде до 7 августа 1905 г., а после 7-го неявившиеся считаются японскими подданными, многие стали покидать Сахалин. Как отмечал один из очевидцев, "хотя японцы нас в богослужении не стесняли, однако, русские власти, а за ними и духовенство, бросив паству, уехали в Россию, предоставив пасомых их собственной участи".4 августа ушли на пароходе в Японию Д. Рождественский, И. Яковлев, А. Городнов, дьякон Д. Щеглов, о. Порфирий. 9 августа выбыл с Сахалина и. д. благочинного отец Александр Винокуров, а 22 августа уехал Адам Хлебцевич (соглашавшийся остаться на острове только за жалованье в 4000 руб.(!)). А. Кукольщиков по просьбе крестьян остался на Сахалине в Александровском посту и с разрешения японских властей отправил телеграмму на имя архиепископа Владивостокского Евсевия следующего содержания: "Вследствие нашествия неприятеля на Сахалин июля, все священники Северного Сахалина выехали 21 июля - 22 август через Японию в Россию. Выраженному неудовольствию г. Бунге и оставшегося православного народа на Сахалине выездом всех священников северной части Сахалина я, надеясь на помощь Божию, изъявил желание, со всем семейством остаться в Александровске. Прихожане Дуйской, Михайловской церкви выехали на материк, церкви разорены. Испрашиваю архипастырского благословения и милостивого распоряжения в определении меня к Александровской церкви заведованием церквями Тымовского округа до приезда туда священников". 8 октября 1905 г. телеграммой архиепископ Евсевий благословил отца Алексея служить на Сахалине везде где возможно. Однако на священника легли не только церковные заботы, но и сугубо мирские.
К грабежам японцев в это время прибавились и разбойные нападения бывших каторжников, которые порой убивали своих из-за куска хлеба. Вследствие того, что на острове не было русского военного и гражданского начальства, поселенцы, оставшиеся без крова и еды, пошли за помощью к священнику. Отец Алексей писал, что уже в конце августа 1905 г. народ повалил к нему с просьбами ходатайствовать перед японским начальством о выдаче им провизии, а также просил защитить от обид японцев. По его сведениям, в течение сентября ежедневно к нему приходило до 20 просителей. 5 сентября им был составлен рапорт на имя главнокомандующего японскими войсками, в котором он обосновывал необходимость выдачи продовольственной помощи населению тем, что "население острова состоит исключительно из ссыльного элемента, часть которого состояла на казенном довольствии...". Благодаря заботам отца Алексея, сахалинцы стали получать хоть и скудное, но довольствие.
Отец Алексей получил разрешение от японских властей о беспрепятственном передвижении по северу Сахалина для требоисправления. Из Александровска он ездил в Рыковское и Дербинское."...Население Сахалина никогда не было особенно верующим и набожным, но в конце лета и осенью 1905 г. при совершении богослужений в церкви у людей оставалось хоть это утешение. И о, Алексей по мере своих сил старался не только словом, но и делом помочь своим прихожанам".
В октябре 1906 г. священник Дербинской церкви А. Кукольщиков, согласно просьбе, был перемещен к Онорской церкви, однако он остался при Дербинской церкви, работал и в церквях с. Воскресенское, п. Дуэ. В 1908 г. А. Куколыциков награжден Его Высокопревосходительством скуфьею. В 1909 г. ему назначена пенсия в 500 руб. за выслугу в Камчатской епархии 18 лет. В 1911 г. он значится в документах епархии как священник Александровской церкви. В 1912г. священник Дербинской церкви А. Куколыциков утвержден духовником духовенства сахалинских церквей. С 1 июня 1913 г. А. Куколыциков переведен в с. Белая Церковь. В июне 1915г. "священник Белоцерковской церкви Алексий Куколыциков, согласно прошению, переведен к Рыбновской на о. Сахалине церкви". Дальнейшая судьба его, как и указанной церкви, не известна.
|
5
|
Построена в 1876г
|
|
часовня во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, в память трактата между Россией и Японией 25 апреля 1875 г., по которому о. Сахалин поступил во владение России взамен уступленных Японии Курильских островов часовня во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, в память трактата между Россией и Японией 25 апреля 1875 г., по которому о. Сахалин поступил во владение России взамен уступленных Японии Курильских островов
|
с. Ново-Михайловское (ныне с. Михайловка)
|
6
|
освящена 24 июня 1893 г
|
|
церковь тюремная в честь Архистратига Божия Михаила
|
1893-1905
|
Яковлев Иван Викторович, священник,
на Сахалине с 1893 по середину 20-х гг. XX века
|
Переведен в Александровскую церковь
В 1896 г. Владыка Макарий наградил его набедренником при посещении Сахалина
|
Таблица построена по статье Н.В.Потапова "Материалы к биографиям православных священнослужителей Сахалина второй половины XIX - начала ХХ в". "Краеведческий бюллетень" № 4 за 2002г
|