Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 26 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

44
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 2261
Статей : 320
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 536699

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Священники Сахалина 1ч PDF
История Сахалина - Миссионеры
Добавил(а) o_Serafim   
05.07.10 23:01


СЕВЕРНЫЙ САХАЛИН
(бывший 12-ый участок Камчатской епархии) с 1900г - 8-ое благочиние Владивостокской епархии


Александровский округ

 

п. Александровский (ныне г. Александровск-Сахалинский )

1

Освящена

23 июня 1893 года (прежняя, маленькая и деревянная, сгорела 28.11.1890г )

церковь тюремная во имя Пресвятой Богородицы, в память честного Её Покрова

Август 1878-август 1882

Добровидов Николай, священник,

на Сахалине с августа 1878 по август 1882 г.

священник Дуйской церкви

Июль 1882-1886

Ираклий, иеромонах,

на Сахалине с июля 1882 по 1890 г.

1884-1889

Сальников Георгий, священник,

на Сахалине с 1884 по 1889 г.

И.П. Миролюбов оставил очень теплые воспоминания об этом священнике: "Священник о. Георгий Сальников всем служил даром. Один я едва мог уговорить его принять от меня немного денег. В этом отношении он был в мое время беспримерным священником на Сахалине. Отец Георгий довольствовался своим жало­ванием (1000 руб. в год) от тюремного ведомства. К сожалению, рано овдовев, он не мог примириться с здешней горемычной жизнью и ушел на Амур". Имеются более поздние сведения о том, что он служил в Нестеровской Иннокентиевской церкви, а в 1894 г. был прикомандирован к Градо-Благовещенскому кафедральному собору

 

Винокуров Митрофан, священник,

на Сахалине с сентября 1885 по 1893 г.

настоятель Дуйской церкви - в начале 90-х гг. периодически исполнял обязанности свя­щенника Александровской церкви

1892-1898

Винокуров Александр Григорьевич, священник,

на Сахалине с 1890 по 1905 г.

священник Рыковской (Тымовской церкви).

1892 - 1905

Уннинский Александр Петрович, священник,

на Сахалине с 1892 по 1905 г.

был священником Александровской тюремной церкви, благочинным 12-го участка Камчатской епархии и восьмого — Владивостокской, членом Николаевского отделения Епархиального Училищного Совета. В 1897 г. определением Священного синода "О награждении лиц духовного звания за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества" в числе прочих был награжден камилавкою и о. Уннинский. В 1903 г. "благочинный 8-го округа церквей Владивостокской епархии, свя­щенник А. Уннинский Всемилостивейше пожалован орденом Святой Анны 3-й степени за 12-летнее прохождение должности благочинного". Во время войны, в июне 1905 г., "священник Александровской тюремной на о. Сахалин церкви А. Уннинский уволен в 2-х месячный отпуск, а исполнение обязанностей благочинного возложено на священника Рыковской церкви А. Винокурова". В 1905 г. А. Уннинский "согласно определению Святейшего Синода от 7 апреля... Его Преосвященством возведен в сан протоиерея". В мае 1906 г. А. Уннинский, согласно прошению, уво­лен за штат с причислением к Владивостокскому кафедральному собо­ру. В 1907 г. он - настоятель Градо-Благовещенской кладбищенской церкви

Август 1894-1896

Никитин Павел Евгеньевич, священник,

на Сахалине с 1894 по 1904 г.

В августе 1894 г. "дьякон Градо-Благовещенской Покрово-Николаевской церкви Павел Никитин назначен на место второго священника к Александровской на о. Сахалин Покровской церкви"

25 апреля 1896-1897

Рождественский Дмитрий Дормидонтович, священник,

на Сахалине с 1896 по 1905 г.

 

25 апреля 1896 г. переведен священник Иннокентиевской церкви ст. Чер­няевой Амурской области Дмитрий Рождественский к Александровской церкви на о. Сахалине вторым священником. Во время посещения острова в 1896 г. Владыка Макарий наградил его за литургией набедренником

Апрель 1903-4 августа 1905

Щеглов Александр, диакон,

священник после русско-японской войны,

на Сахалине с 1903 по 1914г

в апреле 1903 г. дьякон Владивостокского кафед­рального собора А. Щеглов перемещен на вновь открытую вакансию дья­кона при Александровской тюремной на острове Сахалине церкви

По возвращенияю на Сахалин после русско-японской войны был священником местной команды. С 1907 по 1914г. имеют­ся метрические книги церкви Сахалинской местной команды (данные из Духовного Правления Протопресвитера военного и морского духовенства), записи в них сделаны священником А. Щегловым. Во время посе­щения острова в 1911 г. архиепископом священник местной воинской ко­манды А. Щеглов был награжден набедренником. Владыка посетил цер­ковь местной команды. "Священник о. Щеглов приветствовал Архипастыря речью, в которой выразил пастырскую радость, что во вверенной его попечению команде нет ни ересей, ни расколов, но процветает вера и преданность св. Церкви"

Октябрь 1906-1912

Громовой Феодосии,

диакон,

на Сахалине с 1906 по 1912г

В октябре 1906 г. состоявший на псаломнической вакансии при Успенской церкви диакон Ф. Громовой переведен на штатную диаконовскую вакансию к Александровской на о. Сахалине цер­кви. Прослужил на Сахалине шесть лет. Служил в Ново-Михайловской церкви, в Дуэ, в п. Корсаковский. Во "Владивостокских епархиальных ве­домостях" за 1911 г. были напечатаны его записки "С Сахалина". В 1913г., будучи к этому времени священником с. Белая Церковь, умер, оставив жену и пятерых детей в возрасте от одного до семи лет. Хоронили, как говорится, всем миром, было собрано по подписке 621 руб. 21 коп., в том числе с Сахалина прислали 166 рублей

1906 – середина 20х годов XXвека

Яковлев Иван Викторович, священник,

на Сахалине с 1893 по середину 20-х гг. XX века

В 1906 г. "Предложением Его Высокопрео­священства. .. священник Александровской тюремной церкви И. Яковлев Назначен и. д. благочинного церквей Северного Сахалина". С 1909 г. ему назначена пенсия в размере 500 руб. за прослужение в Камчатской епархии 18 лет. В августе 1911 г. и. д. благочинного сахалинских церквей священник И. Яковлев утвержден в должности благочинного. В 1913 г. определением Святейшего синода за заслуги по духовному ведомству он был награжден ко дню рождения Его Императорского Величества напер­сным крестом. Краткие сведения о священнике Иоанне Яковлеве со­держатся в школьных листках одноклассной церковно-приходской школы для девочек имени шталмейстера Гондатти в п. Александровском за 1912-1914 гг.: "Иоанн Викторович Яковлев, благочинный священник, заведую­щий школой в п. Александровском со дня ее открытия-с 27 октября 1911 г., образование получил в Томском реальном училище, состоит на учитель­ной службе с 1890 г., в том числе - в церковно-приходских школах- 5 лет (с 20 декабря 1914 г.), женат". Любопытно, что в 1907 г. возник конфликт между о. Яковлевым и военным губернатором Сахалина A.M. Валуевым. Последний даже написал жалобу на священника на имя приамурского генерал-губернатора. Конфликт был связан с постановкой разрешенной губернатором "сенсационной пьесы Протопопова «Черные вороны»". «14 ноября благочинный местной церкви о. И. Яковлев в присутствии молящегося народа и солдат церковного парада нашел уместным произвести проповедь, в которой находил неудобным, якобы, глумление над Святой церковью, усмотренное им в постановке... а лиц, участвующих в глумлении, сравнил с Хамом, непочтительно насмеявшимся над наготой своего отца - Ноя. Протест о. Благочинного я могу объяснить лишь недостаточным постижением с его стороны тенденции пьесы... Отец И.Яковлев служит при мне на Сахалине с 19 января 1906 г., за это время он, благодаря своей бестактности, успел со многими встать в резкие отношения и вызвать с моей стороны неоднократные обращения к Архиерею, несмотря на это о. И. Яковлев по-прежнему продолжает быть бестактным, резким и вызывать неудовольствие жителей своими препирательствами о гонораре при исполнении им треб. Оскорбление, нанесен­ное мне 14 ноября при народе и солдатах, лишает меня возможности по­сещать храм, в котором служит о. Благочинный даже в высокоторжествен­ные дни. Я прошу вмешательства в это дело Вашего Высокопревосходи­тельства, в видах избавления наконец Сахалина от о. И. Яковлева и переме­щения его, куда признает духовное начальство нужным, или, в противном случае, о новом мне назначении". В ответ приамурский генерал-губер­натор, пытаясь сгладить конфликт, пишет: "Я нахожу, что ... инцидент не должен служить поводом к созданию открытого разрыва между высшим на месте представителем правительственной власти и местным духовен­ством, тем паче, к прекращению посещения губернатором посещения храма Божия.. .". По всей видимости, конфликт этот был улажен, а что касается этого священника, то он продолжал работать на острове и в по­следующие годы. В 1919 г. стал протоиереем. В 1912 г. он напечатал свои заметки "С Сахалина" во "Владивостокских епархиальных ведомостях". Судя по архивным документам, этот священник отрицательно отнесся к большевикам и их попыткам проникнуть в органы управления в 1918 г. На первом съезде учителей Северного Сахалина, проходившем 9 августа 1918г., преподаватель Александровского высшего начального училища настоя­тель Покровской церкви И. Яковлев заявил, что так как председателем съезда избран И.В. Харитонов, назначенный Дальсовнаркомом комисса­ром просвещения острова Сахалина, то и весь съезд под его председа­тельством будет носить большевистский характер, в таком съезде он, Яков­лев, не может принимать участия. Поблагодарив учителей за признание за ним права решающего голоса, отец Иоанн покинул заседание. 28 авгу­ста Александровская городская дума приняла постановление об аресте и высылке ставленника большевизма И.В. Харитонова во Владивосток, ар­гументируя это тем, что он назначен Дальневосточным краевым Сове­том народных комиссаров, "власть которых подавляющем большинством населения о. Сахалин не признана". По всей видимости, о. Иоанн поки­нул остров к 1926 г.

1911-1915

Шастин Андрей, священник,

на Сахалине с 1908 по 1917 г.

Второй священник

Сентябрь 1912-середина 20х годов ХХ века

Евфимий Зеленский, диакон, на Сахалине с 1912 по середину 20х годов ХХ века

В сентябре 1912 г. "псаломщик в сане дьякона Хвалынской церкви... пе­реведен с 1 октября на штатное дьяконовское место к Александровской на о. Сахалине церкви"

Май 1917

Сахаров Н, священник

 

сентябрь 1919 - 1924

Дышаев Пахомий, священник,

на Сахалине с 1919 по 1924г

 

1926-февраль 1930

Ахлестин Михаил Андреевич, иеромонах,

на Сахалине с 1926 по 1933г

Документы советского времени передают его политическую характеристику (после закрытия всех церквей на острове): "Бывший священник, монах тихоновец, по ликвидации Шмаковского монастыря, где он был послушником, был дьяконом, а затем руко­положен в священники и назначен в деревню Варваровка Владивостокс­кого округа. Прибыл на Сахалин при Советской власти в 1927 г. Имел и имеет связи с лишенцами города, занимается антисоветской агитацией". Ахлестин Михаил Андреевич был арестован 5 октября 1933 г. Его автобиография к этому времени выглядела следующим образом: "Родился в семье бедняка Ахлестина Андрея Ивановича в 1892 г. в селе Новинки Ярославской губернии. От родителей остался сиротой в 6,5 лет, кроме меня и старшей сестры Марии в семье никого не было. Обществом села... был отдан к опекуну на воспитание... Оленьеву Максиму Ивановичу... Я прожил у него до осени 1903 г. Один зажиточный мужик Ситников на заработанные мной деньги отправил меня на учение в Петербург, где я проучился у мастера золотых дел - ювелира до 1909 г. и до начала 1910 г. у него же работал подмастерьем. Весной 1910 г. у меня явилось желание попасть в монастырь и в мае месяце 1910 г. я уехал в Воложский монастырь на Ладогском озере... где пробыл 3 года...". После этого судьба бросала будущего сахалинского священника по просторам России. В 1913 г. он был призван в царскую армию, но не пришлось тогда ему служить, так как выяснилось, что он является единственным кормильцем престарелой бабушки. Потом работал ювелиром в Питере. С 1915 по 1917 г. служил в царской армии, в 1918г. работал ювелиром в Новгороде, позже — дворником в Перми. В 1919 г. - в Томске швейцаром в номерах, а с сентября 1919г. оказался во Владивостоке, где снова работал ювелиром. В ноябре 1919 г. был призван в колчаковскую армию, где служил рядовым до февраля 1920 г. Был в плену у красных, а когда японцы взяли Спасск, остался при них и до августа 1920 г. работал в Спасске ювелиром. С сентября 1920 по ноябрь 1924 г. находился в Шмаковском монастыре. После того как монастырь был распущен, жил в Спасске, во Владивостоке, где был псаломщиком в Домовой церкви по Второй Круговой улице. В 1926 г. проживал в с. Воздвиженка, где работал в церкви, был произведен в дьяконы. Потом "был назначен попом на о. Сахалин в г. Александровск, куда прибыл 20 июня и прослужил до февраля 1930 г". По его словам, 16 марта 1930 г. он "пал с одной девушкой в незаконный брак и после этого снял с себя сан".

После этого священник работал чернорабочим на лесопилке, на руднике "Женкер", а после смерти жены и затем ребенка, в августе 1931 г., уехал в Агневский район, местечко Нискизы, устроился там кладовщиком и сторожем овощехранилища. В декабре 1931 г. его как лишенца уволили. Потом он был поваром в буровой партии, сторожем на лесопилке, откуда был уволен без объяснений причин. Последнее место работы александровского священника - пожарный сторож построек лесозаготовительно­го участка. Обвинение бывшего священника строилось на двух свиде­тельских показаниях, которые звучали следующим образом:".. .поп Ахлестин говорил (рабочим. - Н. П.): "Власть вредная, она разрушила храмы и начала строить очаги войны (военные городки)... Власть безбожная и вся ее работа богу не нужна, и кто усердно работает на антихриста это учтется при вечном бытие.. ."… "Поп Ахлестин говорил, что "за границей со­здан комитет помощи верующим и честным людям, находящимся в на­стоящее время в России, на которых гонение от антихриста", что "скоро настанет время, что будут восстановлять разрушенные храмы, что все, что в настоящее время делается это временно.. .". Эти показания стали основанием для обвинительного заключения по ст. 58-10 УК РСФСР в антисоветской агитации, виновным себя обвиняемый не признал. Тройка ПП ОГПУ ДВК от 11 декабря 1933 г. постановила заключить Ахлестина Михаила Андреевича в концлагерь сроком на пять лет. Последнее, что известно о его судьбе, - он был освобожден 2 августа 1937 г. Дальнейших сведений о нем не найдено. Священник был реабилитирован в 1989 г.

 

Приход образован в 1993г

Строительство новой церкви завершено ок.2002г

Церковь Покрова Божией Матери

Настоятель храма - игумен Амвросий (Ковалев).

 

2

Построена в 1893г.

Освящена 30.08.1894г

часовня без алтаря, в память избавления Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей опасности во время путешествия по Японии в бытность наследником

с. Корсаковское (теперь такого населенного пункта нет)

3

21 июня 1896

церковь (приютская) приписанная к Александровской (часовня с алтарём) в честь Рождества Иоанна Предтечи

Январь 1897-1900

Рождественский Дмитрий Дормидонтович, священник,

на Сахалине с 1896 по 1905 г.

Переведен с Александровской церкви

1901 -1903

Попов-Какоулин Николай Семенович, священник,

на Сахалине с 1891 по 1903 г.

Переведен с Дербинской церкви. В январе 1904 г. Н. Попов-Какоулин, согласно прошению, был уволен от службы по епархиальному ведомству. В последующие годы служил священником в Иркутской епархии, в Романовской Нико­лаевской церкви

Март 1903- 22 августа 1905

Хлебцевич Адам, священник,

на Сахалине с 1903 по 1908 г.

был назначен священником Корсаковской приютской на о. Сахалине церкви в марте 1903 г., но до открытия навигации совершал богослужения и требы при Голенской цер­кви. Выезжал с острова во время японской оккупации в 1905 г. При этом соглашался остаться на острове только за жалованье в 4000 руб.(!))

 

 

 

п. Дуэ

4

построена в 1870г., освящена 22 декабря 1876г

церковь тюремная деревянная в честь святителя Николая Мир-Ликийских Чудотворца

1876-1878

Валериан, иеромонах,

на Сахалине с 1876 по 1878 г.

 

Родился в 1893 г. в Галиции, сын дворянина Григория Слониковского. Обучался в Львовской гимназии, в Полтавской Униатской лав­ре, в Волынском лицее. По окончании лицея в 1823 г. пострижен в монашество и назначен учителем немецкого языка во Вруцком дворянском учили­ще. В 1827 г. рукоположен в иеродиакона, в 1828 г. - в иеромонаха. С 1832 г. исправлял иеромонашеские обязанности в ряде монастырей, "где вводимы были греческие обряды". В 1836 г. уволен от исполнения иеромонашеских обязанностей. В этом же году принял православие и был определен в Полоцкий Архиерейский дом для исполнения различных поручений. В 1842 г. был назначен присутствующим Полоцкого духовного правления. За ревност­ное служение в 1842 г. награжден набедренником. В 1843-1845 гг. был наме­стником Витебского Святотроицкого монастыря и служил в ряде других монастырей. В 1847 г. был определен к Рижской Архиерейской домовой церкви и. д. иеромонаха и ризничего. В 1848 г. "во время свирепствовавшей болезни холеры был командирован для напутствия больных по Рижскому Алексеевскому приходу", для этой же цели был командирован в Митаву. По предложению архиепископа Рижского Платона был перемещен в Елизаров монастырь Псковской епархии в 1851 г., в 1853 г. был перемещен в Новгородский монастырь, а затем - в Новгородский Архиерейский дом для исполнения требы священнослужения. В 1856 г. был награжден бронзовым наперсным крестом в память войны 1853-1856 гг. С 1861 г. назначен Св. синодом в Приамурский край на миссионерское служение. Прибыл в Благовещенск и назначен в Камчатский Архиерейский дом 25 июля 1862 г. С этого времени работал в церквях епархии: в Михайловско-Семеновской на Амуре, во Владивостокской и др. В 1865 году был основан миссионерский стан - на границе с Кореей для корейцев, миссионерские обязанности выполнял здесь иеромонах Валериан. В 1872 г. за десятилетнее служение в Камчатской епархии Св. синод преподал ему благословение. С 1873 г. был назначен законоучителем в Николаевскую прогимназию, стал временным членом Николаевского духовного правления. Вновь был награжден наперсным крестом от Св. синода. По прошению был переведен к Дуйской церкви на о. Сахалин. Прибыл в Дуэ в сентябре 1876 г. Очевидно, в августе 1878 г. о. Валериан был переведен с Сахалина в Приморье. 23 июня г. "умер Ольгинской церкви настоятель иеромонах Валериан в возрасте 90 лет". Произошло это в п. Дуэ. Отец Валериан был "погребен священником Николаем Добровидовым и псаломщиком Александром Верещагиным на общем Дуйском кладбище".

Август 1878-август 1882

Добровидов Николай, священник,

на Сахалине с августа 1878 по август 1882 г.

В фондах главного тюремного управления имеется интересный документ, относящийся непосредственно к деятельности этого священника, - представление в ГТУ из главного управления Восточной Сибири от 31 августа 188I г.: "Военный губернатор Приморской области представил на мое усмотрение ходатайство заведующего сахалинскими ссыльнокаторжны­ми, подполковника князя Шаховского о награждении священника Дуйской тюремной церкви Н. Добровидова 5000 руб. и псаломщика той же церкви Верещагина 100 руб., из сумм, ассигнованных по штатам на церковные расходы в Александровской и Тымовской тюрьмах, в районе кото­рых священник Добровидов в течение уже трех лет (с августа 1878 г.) исполняет духовные требы. В рапорте по означенному предмету кн. Шаховский объясняет, что священник Добровидов, совершая по исполнению церковных треб беспрестанные разъезды, днем и ночью, при неблагоприятных климатических условиях, трудных путях сообщения и в местности, скрываются беглые каторжные, рискует здоровьем и даже жизнью, ) только благодаря энергичной деятельности священника Добровидова жители Северо-Сахалинского округа и всех дальних береговых постов в течение трех суток были приведены к присяге ныне благополучно царствующему Государю Императору; что священник Добровидов не упускает случая проповедовать Святое Евангелие между инородцами, между коих многие, и обратились в православие, и что, благодаря такту и добросовестности этого священника, инородцы относятся к нему с доверием и уважением. В виду столь усердного и полезного служения священника Добровидова, и принимая во внимание, что он и псаломщик Дуйской церкви Верещагин исполняют обязанности 3-х церковных причтов, положенных по штатам в Северо-Сахалинских тюрьмах, признавая со своей стороны, что ходатайство заслуживает уважения.. .". После долгой бюрократической переписки на основании того, что ".. .остатки от содержания одного места (церковных причтов в Александровской и Тымовской тюремных церквях. - Н. П.) не могут быть обращены на выдачу наград и пособий служащих в другом месте" (т. к. Н. Добровидов относился к Дуйской церкви. - Н. П.), в ходатайстве было отказано. "Камчатские епархиальные ведомости" за 1894 г. содержат информацию о Н. Добровидове как о священнике Усть-Уссурийской церкви

в начале 1884 г. (временно)

Коновалов Иоанн, протоиерей

 

1884-1885

Сальников Георгий, священник,

на Сахалине с 1884 по 1889 г.

Настоятель Александровской церкви

сентябрь 1885 - 1893

Винокуров Митрофан, священник,

на Сахалине с сентября 1885 по 1893 г.

в начале 90-х гг. периодически исполнял обязанности свя­щенника Александровской церкви

август 1893-1896

Паргачевский Кесарь Гаврилович, священник,

на Сахалине с 1893 по 1896 г.

Переведен в Платоно-Александровскую церковь Южно-Уссурийского края

1896

Охлопков Александр, священник,

на Сахалине с 1892 по 1896 г.

Переведен с Рыковской церкви

1896-май 1897

Цивелев Константин, священник,

на Сахалине с 1896 по 1897г

В мае 1897 г. был, "согласно желанию, отчислен от этой церкви и прикомандирован к Градо-Благовещенской кладбищенской церкви"

В 1899 г. стал студентом первого набора Восточного института, в 1903 г. в числе десяти выпускников первого выпуска закончил Восточный инсти­тут г. Владивостока. Позднее - видный деятель епархиальной жизни, благочинный первого округа, окружной наблюдатель Владивостокского отделения Епархиального училищного совета, член епархиального Ревизионного комитета.

Июнь 1897

Бетин Александр Спиридонович, священник,

на Сахалине с 1897 по 1905 г.

переведен из Дуликинской церкви Южно-Уссурийского края

1897-1905

Алексей Кукольщиков, священник,

на Сахалине с 1894 по 1915(?) г

переведен из Березняковской церкви.

Оставил записки о жизни острова во время русско-японской войны - "Из записей сахалинского священника за 1905 г.", напе­чатанные во "Владивостокских епархиальных ведомостях" в 1907 г.. Из дневников этого священника, который остался на Северном Сахалине после капитуляции русских войск острова 19 июля 1905 г., видно, что далеко не все отцы остались со своей паствой в тот трагический период японской оккупации, хотя к священникам японские власти относились достаточно снисходительно. Им было разрешено проводить богослужения и совер­шать требы. 30 июля 1905 г. отец Дмитрий Рождественский открыл бого­служения в Александровской тюремной церкви. Однако атмосфера на острове была настолько гнетущей, что всем хотелось побыстрее вырвать­ся с Сахалина. Поэтому, когда японцы заявили, что все желающие выехать с острова на материк должны объявить о выезде до 7 августа 1905 г., а после 7-го неявившиеся считаются японскими подданными, многие ста­ли покидать Сахалин. Как отмечал один из очевидцев, "хотя японцы нас в богослужении не стесняли, однако, русские власти, а за ними и духовен­ство, бросив паству, уехали в Россию, предоставив пасомых их собствен­ной участи".4 августа ушли на пароходе в Японию Д. Рождественский, И. Яковлев, А. Городнов, дьякон Д. Щеглов, о. Порфирий. 9 августа выбыл с Сахалина и. д. благочинного отец Александр Винокуров, а 22 августа уехал Адам Хлебцевич (соглашавшийся остаться на острове только за жалованье в 4000 руб.(!)). А. Кукольщиков по просьбе крестьян остался на Сахалине в Александровском посту и с разрешения японских властей отправил телеграмму на имя архиепископа Владивостокского Евсевия следующего содержания: "Вследствие нашествия неприятеля на Сахалин июля, все священники Северного Сахалина выехали 21 июля - 22 август через Японию в Россию. Выраженному неудовольствию г. Бунге и оставшегося православного народа на Сахалине выездом всех священников северной части Сахалина я, надеясь на помощь Божию, изъявил желание, со всем семейством остаться в Александровске. Прихожане Дуйской, Михайловской церкви выехали на материк, церкви разорены. Испрашиваю архипастырского благословения и милостивого распоряжения в определении меня к Александровской церкви заведованием церквями Тымовского округа до приезда туда священников". 8 октября 1905 г. телеграммой архиепископ Евсевий благословил отца Алексея служить на Сахалине везде где возможно. Однако на священника легли не только церковные заботы, но и сугубо мирские.

К грабежам японцев в это время прибавились и разбойные нападения бывших каторжников, которые порой убивали своих из-за куска хлеба. Вследствие того, что на острове не было русского военного и гражданс­кого начальства, поселенцы, оставшиеся без крова и еды, пошли за помо­щью к священнику. Отец Алексей писал, что уже в конце августа 1905 г. народ повалил к нему с просьбами ходатайствовать перед японским на­чальством о выдаче им провизии, а также просил защитить от обид япон­цев. По его сведениям, в течение сентября ежедневно к нему приходило до 20 просителей. 5 сентября им был составлен рапорт на имя главноко­мандующего японскими войсками, в котором он обосновывал необходи­мость выдачи продовольственной помощи населению тем, что "населе­ние острова состоит исключительно из ссыльного элемента, часть кото­рого состояла на казенном довольствии...". Благодаря заботам отца Алек­сея, сахалинцы стали получать хоть и скудное, но довольствие.

Отец Алексей получил разрешение от японских властей о беспрепят­ственном передвижении по северу Сахалина для требоисправления. Из Александровска он ездил в Рыковское и Дербинское."...Население Саха­лина никогда не было особенно верующим и набожным, но в конце лета и осенью 1905 г. при совершении богослужений в церкви у людей остава­лось хоть это утешение. И о, Алексей по мере своих сил старался не толь­ко словом, но и делом помочь своим прихожанам".

В октябре 1906 г. священник Дербинской церкви А. Кукольщиков, со­гласно просьбе, был перемещен к Онорской церкви, однако он остался при Дербинской церкви, работал и в церквях с. Воскресенское, п. Дуэ. В 1908 г. А. Куколыциков награжден Его Высокопревосходительством скуфьею. В 1909 г. ему назначена пенсия в 500 руб. за выслугу в Камчатс­кой епархии 18 лет. В 1911 г. он значится в документах епархии как свя­щенник Александровской церкви. В 1912г. священник Дербинской церк­ви А. Куколыциков утвержден духовником духовенства сахалинских церквей. С 1 июня 1913 г. А. Куколыциков переведен в с. Белая Церковь. В июне 1915г. "священник Белоцерковской церкви Алексий Куколыциков, согласно прошению, переведен к Рыбновской на о. Сахалине церкви". Дальнейшая судьба его, как и указанной церкви, не известна.

5

Построена в 1876г

часовня во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, в память трактата между Россией и Японией 25 апреля 1875 г., по которому о. Сахалин поступил во владение России взамен уступленных Японии Курильских островов часовня во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, в память трактата между Россией и Японией 25 апреля 1875 г., по которому о. Сахалин поступил во владение России взамен уступленных Японии Курильских островов

с. Ново-Михайловское (ныне с. Михайловка)

6

освящена 24 июня 1893 г

церковь тюремная в честь Архистратига Божия Михаила

1893-1905

Яковлев Иван Викторович, священник,

на Сахалине с 1893 по середину 20-х гг. XX века

Переведен в Александровскую церковь

В 1896 г. Владыка Макарий наградил его набедренником при посещении Сахалина

Таблица построена по статье Н.В.Потапова "Материалы к биографиям православных священнослужителей Сахалина второй половины XIX - начала ХХ в". "Краеведческий бюллетень" № 4 за 2002г

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de