Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 52 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

26
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 1420
Статей : 293
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 496632

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Церковь на Сахалине. гл.3 - Cтраница 3 PDF
История Сахалина - Миссионеры
Добавил(а) o_Serafim   
13.06.10 20:21
Оглавление
Церковь на Сахалине. гл.3
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

Но некоторый либерализм в отношении японского духо­венства был мерой временной, рассчитанной скорее всего на внешний эффект, и совсем не означал изменения политики в отношении религии и верующих. Буддийские и синтоист­ские храмы на территории бывшего Карафуто разрушались не менее усердно, чем православные церкви на Северном Сахалине. Обычно после отъезда японских священников хра­мы сразу же закрывались. Их имущество зачастую остава­лось без присмотра, и, конечно, многое просто пропадало. По указаниям местных властей помещения храмов отдавались различным учреждениям или под жилье. Многие храмы сра­зу же перестраивались или разбирались на слом.

Робкую попытку уберечь хоть что-нибудь от разрушения предприняли ученые. В 1947 году научные сотрудники Сахалинской научно-исследовательской базы Академии наук СССР* обратились в облисполком с просьбой передать в ее ведение находящийся в городе Южно-Сахалинске буддий­ский храм «Кейтокудзи» и прилегающий к нему синтоистский храм «Карафуто-Дзиндзя». В ходатайстве говорилось о необходимости сохранить в неприкосновенности, «с точки зрения этнографических интересов», весь комплекс храмов как «важный исторический памятник японской религии» (37).

______________________________________

* Сахалинская база АН СССР впоследствии была преобразована в Са­халинский комплексный научно-исследовательский институт АН СССР, ныне — Институт морской геологии и геофизики ДВО Российской Академии наук

_____________________________________

Однако предложение ученых осталось без внимания, и вскоре уникальный храмовый комплекс перестал существовать*. Точно также в последующие годы при полнейшем равноду­шии властей и общественности были разрушены и десятки других японских храмов, являвшихся памятниками культу­ры. Уникальный пласт истории культуры Сахалина и Ку­рильских островов исчез практически бесследно.

_________________________________________

* Этот храмовый комплекс находился по улице Горького в Южно-Сахалинске, в районе теперешней городской больницы.

_________________________________________

Как известно, в годы Великой Отечественной войны Рус­ская Православная Церковь активно помогала защите стра­ны от немецко-фашистских захватчиков. Духовенство, призы­вая верующих на разгром врага, укрепляло патриотический дух миллионов людей на фронте и в тылу. В определенной мере это несколько укрепило положение Церкви в стране в послевоенные годы. Кое-где открывались закрытые прежде храмы, оживилась деятельность православных приходов.

Отдельные попытки возродить православные общины дела­лись и в Сахалинской области. В 1946—1948 годах группа православных верующих из Александровска неоднократно обращалась к местным властям с просьбой вернуть им здание бывшей Покровской церкви. Бюрократическая переписка по этому поводу тянулась несколько лет, но в конечном ито­ге под разными предлогами облисполком отказался возвра­тить здание церкви верующим.

В 1948 году в Южно-Сахалинске образовался «Комитет православной веры», насчитывающий 86 человек. Эта община от имени многочисленных верующих обратилась с прось­бой об открытии православной церкви. Горисполком выде­лил для этой цели здание бывшего протестантского храма. 1 июня 1948 года облисполком утвердил решение городских властей о передаче здания и обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с ходатайством об открытии церкви (38). Но дальнейшего развития это начинание не получило, и Сахалинская область по-прежнему оставалась вне поля деятельности Православной Церкви и ее духовенства.

Уничтожение храмов и десятилетия гонений «за веру» — одна из страниц народной драмы, постигшей Россию в XX столетии. Церковь как институт общества была поставлена в тяжелейшие условия, с которыми она не могла не считать­ся. Кто-то в эти годы шел на сделки с совестью, среди них

и иерархи православия, и простые прихожане, — Церковь до сих пор в этом упрекают. Но забывают при этом, что православие сильно кровью мучеников. А сколько их было в ста­линские и не только в сталинские, но и последующие годы. По документам 50—80-х годов, Сахалин и Курильские острова относились к тем регионам страны, где в результате усилий партийно-советского аппарата поддерживалась от­носительно «благоприятная религиозная обстановка». Это означало, что на территории области в этот период не было ни одной официально зарегистрированной религиозной организации*. По данным на 1966 год в городах и районах обла­сти имелось только 130—135 человек, принадлежавших к секте евангельских христиан-баптистов. Их небольшие груп­пы действовали в городах Южно-Сахалинске, Александровске, Корсакове, Холмске и в некоторых других населенных пунктах (39).

_________________________________________________

* С 1937 г. по 1960 г. в области числилась только одна зарегистри­рованная религиозная организация — община евангельских христиан-баптистов в г. Александровске-Сахалинском, но ее деятельность была за­прещена решением горисполкома № 99 от 29 марта 1960 г.

________________________________________________

Все попытки баптистов легализировать свою общину встречали всяческое противодействие. Бесполезными оказа­лись и их обращения в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который 10 апреля 1969 года, по предло­жению Сахалинского облисполкома, принял, постановление об отказе в регистрации общества евангельских христиан-баптистов, в связи «с допускаемыми его учредителями нарушениями законодательства о культах» (40). Уже сейчас, про­анализировав многочисленные документы по этому поводу, можно заметить, что все «нарушения» баптистов состояли в стремлении следовать христианским заповедям и попыткам проводить открыто свои богослужения.

На положение религиозных организаций в области оказы­вал влияние и ряд других факторов. В частности, пограничный режим и система пропусков зачастую использовались властями в проведении антирелигиозной политики. Нам не удалось обнаружить сведений о посещении Сахалинской об­ласти представителями духовенства Русской Православной Церкви, ибо в тех условиях это едва ли было осуществимо. Все это, несомненно, сказывалось на положении православ­ных верующих. И хотя на Сахалине и Курилах их насчитывались тысячи, но в то же время их как бы и не существова­ло, поскольку не было здесь православных церквей. Такое положение в общем-то устраивало местные власти, но не могло устраивать людей.

Многие сахалинцы и курильчане, следуя традициям и ка­нонам православия отмечали в кругу близких христианские праздники, соблюдали некоторые обряды. Выезжая на мате­рик во время отпусков, жители области посещали православные храмы, участвовали в богослужениях, старались испол­нить те обряды, которые в условиях Сахалинской области осуществить они не могли: крещение, венчание, панихиды по усопшим и другие. Конечно, трудно сказать, насколько рас­пространенным было это явление. Сейчас это можно было бы установить путем простого социологического опроса, но в те годы люди, как правило, не афишировали такие поступки, бо­ясь преследований. Для опасений имелись веские основания, ибо в СССР действовала тотальная система доносительства. Так, например, в 1970—1975 годах жителями Сахалинской области было совершено 215 обрядов крещения детей в пра­вославных храмах. «Сигналы» о каждом из этих случаев по­ступили из 20 областей и краев РСФСР (41). В 1975—1979 годах за пределами области зафиксировано еще более 100 случаев крещения детей сахалинцев и курильчан. Эти сведе­ния далеко не полные: за 1979 год информация поступила только из трех областей Российской Федерации (42).

Уполномоченный Совета по делам религий направлял по­лученную информацию городским и районным исполкомам, «для принятия мер» по месту работы или учебы тех, кто ре­шился переступить порог церкви для совершения обрядов. Следствием этого были обычно партийные и комсомольские взыскания, нудные проработки на профсоюзных собраниях, невозможность продвинуться по служебной лестнице, а то и просто насмешки и издевки. Все это заставляло людей таить­ся, прятать веру в глубине души и одновременно делало все более очевидным для миллионов наших сограждан миф о ду­ховной свободе общества «победившего социализма». По­этому трудно назвать общее число жителей области постра­давших за религиозные убеждения в эти годы. Преследования хотя и носили завуалированный характер, но они все-таки были. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы «персонального дела» Ю.Н.Лагунова, работавшего началь­ником отдела Управления тралового флота в городе Невельске. В апреле 1974 года Невельский горком КПСС исключил его из партии «за веру в бога и совершение религиозных об­рядов, несовместимых с марксистско-ленинским мировоззрением». Проступок этого коммуниста с тридцатилетним ста­жем состоял лишь в том, что он имел Евангелие, носил на шее крестик, молился дома и в служебном кабинете, а в день, рождения жены дарил ей книги с надписью: «С богом...». (43).

Сторонники православия составляли основную часть ве­рующих среди сахалинцев и курильчан. Но отсутствие в об­ласти православных храмов и священнослужителей давало «о себе знать. Среди населения более заметное распространение получило сектантство, особенно в «застойные», 70— 80-е, годы. По данным за январь 1986 года на территории Сахалинской области фактически существовали сектантские религиозные общества и группы евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов 7-го дня, иеговистов («свидетелей Иеговы»). Только в Южно-Сахалинске дейст­вовало три религиозных объединения сектантов, имевших свои молитвенные дома (44).

Баптизм, евангельское христианство, адвентизм и другие секты с их упрощенной церковной организацией и обряднос­тью, отвержением икон, церковных таинств и многих хрис­тианских праздников в тех условиях более успешно конкури­ровали с Православной Церковью, обретая все новых и но­вых приверженцев. Едва ли это явление можно считать осо­бенностью Сахалинской области, так как усиление позиций сектантства характерно было для многих регионов страны. Однако необходимо признать, что и в последние годы на Са­халине и Курилах этот процесс протекает особенно активно, получая мощную моральную поддержку и материальное со­действие многочисленных миссионерских организаций, пре­жде всего из Южной Кореи и США.

Несколько лет назад, когда в связи с переменами в об­щественной жизни страны пали многие гласные и негласные запреты, сковывавшие деятельность Русской Церкви, началось движение к духовно-нравственному возрождению народа. По всей стране, еще носившей название СССР, стали воз­никать новые православные приходы, началось восстановление порушенных храмов и возрождение монастырей. Но Са­халинская область еще некоторое время оставалась в стороне от этих процессов. В конце 1987 года в Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР обратилась работ­ница совхоза «Охинский» Р.А.Призванная, которая от име­ли 70 человек, исповедовавших православие, просила разре­шение на открытие церкви в городе Охе. После переписки с Москвой и проведения нескольких бесед с верующими, Охин­ский горком КПСС и горисполком пришли к выводу, что «необходимости в строительстве православной церкви в горо­де Охе нет» (45). Примечательно, что решение это появилось в разгар перестройки, накануне тысячелетия крещения Руси, широко отмечавшегося в стране.

Но глубокие преобразования в общественно-политической жизни нашего общества неизбежно вели к развалу тоталитарной системы и изменениям в духовно-нравственной сфере.. После долгих лет фактического запрещения и всяческих препятствий в Южно-Сахалинске наконец-то была воссоздана православная община. Первые месяцы ее существования совпали со временем, когда в Русской Церкви совершалось особое прославление девяти святых, причтенных к лику святых на соборе 1988 года, в ходе празднования тысячелетия крещения Руси. Среди них была и Ксения Петербургская, почитаемая среди православных за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кро­тости и прозорливости. Тогда же с благословения управляю­щего Дальневосточной епархией епископа Гавриила приход, в Южно-Сахалинске стал именоваться в честь Блаженной Ксении (46).

Снятие каких-либо ограничений в религиозной деятель­ности сразу выявило действительное отношение многих ты­сяч жителей Сахалина и Курильских островов к Православ­ной Церкви. По их инициативе, наряду с приходом Блажен­ной Ксении, в 1989—1991 годах образовались и начали дей­ствовать приходы Преподобного Сергия Радонежского в городе Охе, Покрова Божьей Матери в городе Корсакове, Свя­тителя Николая Чудотворца в городе Холмске, Святого Илии Пророка в поселке Тымовское, Благовещенский приход в го­роде Шахтерске Углегорского района. Общины православных верующих созданы также в Ногликском, Долннском, Макаровском, Курильском, Южно-Курильском районах, в ряде на­селенных пунктов Сахалинской области.

Но восстановление церковной жизни на Сахалине и Курильских островах столкнулось с серьезными трудностями. Не хватает священников для возникающих новых приходов. Из-за недостатка помещений, или средств на их аренду, нет возможностей организовать хотя бы в крупных населенных пунктах, воскресные школы для детей. Но самая главная проблема — это отсутствие церковных зданий. Несколько мо­лельных домов, ютящихся в частных домах или же приспособленных и весьма убогих помещениях, конечно же, нельзя считать выходом из положения. Они не могут вместить всех желающих посетить храм. Еще труднее осуществлять в та­ких условиях богослужения в соответствии с традиционной православной обрядностью, которая, как известно, представ­ляет нечто единственное во всем христианском мире по сво­ей торжественной красоте и многообразию.

В начале 1992 года в городе Южно-Сахалинске началось строительство храма Воскресения Христова. Автором проек­та будущего собора является архитектор С.М.Миченко. Проект храма выполнен в древнерусской традиции, с использованием композиционных приемов восходящих к архитекту­ре Новгорода. В стилистических характеристиках архитек­турных форм храма, автору удалось выразить современное отношение к богатейшему культурному наследию зодчих древней Руси.

В пригороде Южно-Сахалинска поселке Хомутово отве­ден земельный участок под строительство церкви в честь Блаженной Ксении Петербургской. Проект этого храма так­же разработан С.М.Миченко. Он выполнен в традиции так называемого «русского стиля», популярного в отечественной архитектуре 80-х годов XIX века. Удачное сочетание элементов «модерна» в декоре фасадов с композиционными приема­ми «русского стиля» позволило автору найти новые профес­сиональные решения в традиционной для этой архитектуры стилистике.

Возможно, со временем эти храмы станут украшением Южно-Сахалинска, города почти не сохранившего своей исторической застройки и потому крайне бедного в архитектур­ном отношении.

Храм Вознесения Христова заложен в одном из живо­писных мест областного центра, при пересечении Коммунистического проспекта и улицы Комсомольской... Два года назад, в августе 1990 года, место для будущего храма освя­тил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Не­чаев). К сожалению, строительство, едва начавшись, тут же застопорилось из-за нехватки финансовых средств. Будет обидно, если возведение собора в Южно-Сахалинске примет характер обычного долгостроя, в лучших традициях недавно завершившейся эпохи «развитого социализма».

В ряде городов и сел области также готовятся к строи­тельству церквей. Собираются народные средства на эти це­ли. Можно надеяться, что через несколько лет мы увидим результаты этих усилий. Пока же приходы на Сахалине и Ку­рилах находятся примерно в тех же условиях, в каких более ста лет назад начинали здесь свою деятельность преосвящен­ный Иннокентий, отец Симеон Казанский, отец Ираклии и другие подвижники православия.

Крах коммунистической идеологии, сопровождающийся резким экономическим упадком и распадом советской стра­ны, вызвал у многих людей глубокий духовный кризис. В поисках идейной и нравственной ориентации миллионы на­ших соотечественников вновь открывают для себя наследие многовековой российской культуры и в ней христианской ве­ры, как основной несущей силы.

Эпоха тоталитаризма была страшна не только массовым террором 20-х — начала 50-х годов, но и разрушением нравственных устоев жизни народа, продолжавшимся десятиле­тиями. Именно утверждение и сохранение этих устоев Российская Церковь всегда почитала своим главным долгом. Эта обязанность остается за ней и в наши дни, когда Россия переживает период очередной ломки общественных отноше­ний. Православие сегодня — это выверенный тысячелетним опытом путь сохранения социальных связей и исторического лица нации.


ПРИМЕЧАНИЯ

Глава I I I

  1. Дальсовнарком (1917—1918 гг.): Сб .документов. – Хабаровск, 1969. — С. 86.
  2. Победа Советской власти на Северном Сахалине (1917-1925 гг.): Сб. документов. — Южно-Сахалинск, 1959, — С, 11,
  3. Там же. — С. 92—93.
  4. Социалистическое строительство на Сахалине (1925 – 1945 гг.).: Сб. документов. — Южно-Сахалинск, 1967. — С. 24.
  5. ГАСО. — Ф. 22. — Оп.1. — Д.15. — Л. 62.
  6. А. Мосякин. Продажа// Огонек. — 1989. — № 7 — С.16-17.
  7. ГАСО. — Ф.265. — Оп.1. - Д. 1. — Л, 1-1 об,
  8. СЦДНИ. — Ф. 2. — Оп.1. — Д. 30. — Л. 8 об.
  9. ГАСО. — Ф. 267. — Оп. 2. — Д. 4. — Л. 139.
  10. Советский Сахалин. — 1927. — 16 январи. — С. I,
  11. ГАСО — 267. — Оп. 2. — Д. 6. — Л. 30.
  12. СЦДНИ. — Ф. 2. — Оп.1. - Д. 30, - Л.8.
  13. Обязательное постановление Сахалинского ревкома № 4 от 6 фев­раля 1926 года// Советский Сахалин. - 1926, — 21 февраля. — С.1.
  14. Д. Работа ЗАГС на Сахалине// Советский Сахалин. — 1926. —18 февраля.
  15. Цит. по: В.Е.Титов. Православие. — М.. 1974. — С, 105.
  16. Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917—1941 гг.).: Документы и материалы. — Владивосток, 1982
  17. СЦДНИ. — Ф. 2. — Оп. 2.— Д. 1.- Л.12.
  18. Там же. — Л. 52.
  19. ГАСО. — Ф. 1038. — Оп. 1. - Д. Г.. — Л.136.
  20. Цнт. по: Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917—1941 гг.): Документы и материалы. — С. 257.
  21. ГАСО. — Ф. 1038. — Оп. 1. — Д. Б. — Л. 136.
  22. Там же — Л. 187.
  23. СЦДНИ. — Ф. 2. — Оп. 2. — Д. 44. — Л. 15.
  24. ГАСО. — Ф. 1038. — Оп. 1. — Д. 5. — Л. 191.
  25. В.Г.Крыжина. Маяк Жонкиер с колоколом// Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области. — Южно-Сахалинск, 1982. — С. 31—32.
  26. ГАСО. — Ф.265. — Оп. 1. — Д.16. — Л.52—53.
  27. Культурное строительство на Дальнем Востоке (1917—1941 гг.).: Документы и материалы. — С. 304—306.
  28. СЦДНИ.— Ф.2.— Оп.2.— Д.97.— Л.7.
  29. Там же.— Ф.4.— Оп.1.— Д.6.— Л.102.
  30. Там же. —Л.76—77.
  31. А.М.Пашков. Боль и память. — Южно-Сахалинск, 1990. — С. 5.
  32. А. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. — Т. 2. — М., 1990. — С. 22.
  33. Ю. Орлик. Новые документы о расстреле 15000 польских военно­пленных органами НКВД// Известия. — 1992. — 3 апреля. — С. 3.
  34. М. Войнилович. Дело СУ — № 3246 (Жизнь и смерть комбрига Дрекова). — Южно-Сахалинск, 1991. — С. 88.
  35. ГАСО. — Ф. 53. - Оп. 1. — Д. 102. — Л. I об.
  36. Там же. — Д. 81. — Л 2.
  37. Там же. — Л.11—15.
  38. Там же. — Д.78. — Л. 8—70.
  39. Там же. — ф. 1142. — Оп. 1. — Д. 1.- Л. 42
  40. Там же. - Д. 2. - Л. 40
  41. Там же. - Д. 8. - Л. 131; Д. 9. - Л. 148, 160.
  42. Там же. — Д. 12. — Л. 58, 64.
  43. СЦДНИ. – Ф. 48. – Оп.16. – Д.252. – Л.61
  44. ГАСО. - Ф. 1142. - Оп.1. - Д. 22. – Л.45
  45. Там же. - Д. 26. - Л.33; Д.27.- Л.1.
  46. Иеромонах Ионофан. Путь к храму // Свободный Сахалин. – 1990. – 6 декабря. –С.8; он же. Покровительница Сахалина.: Житие Блажен­ной Ксении Петербургской// Литературный Сахалин. – 1991. Июль. – С.16

Список сокращений


ГАСО — Государственный архив Сахалинской области.

ГАТО — Государственный архив Тверской области.

СЦДНИ — Сахалинский центр документации новейшей история.

РГИАДВ — Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.



 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de