Церковь на Сахалине. гл.3 - Cтраница 3 |
История Сахалина - Миссионеры | ||||||||
Добавил(а) o_Serafim | ||||||||
13.06.10 20:21 | ||||||||
Страница 3 из 3
Но некоторый либерализм в отношении японского духовенства был мерой временной, рассчитанной скорее всего на внешний эффект, и совсем не означал изменения политики в отношении религии и верующих. Буддийские и синтоистские храмы на территории бывшего Карафуто разрушались не менее усердно, чем православные церкви на Северном Сахалине. Обычно после отъезда японских священников храмы сразу же закрывались. Их имущество зачастую оставалось без присмотра, и, конечно, многое просто пропадало. По указаниям местных властей помещения храмов отдавались различным учреждениям или под жилье. Многие храмы сразу же перестраивались или разбирались на слом. Робкую попытку уберечь хоть что-нибудь от разрушения предприняли ученые. В 1947 году научные сотрудники Сахалинской научно-исследовательской базы Академии наук СССР* обратились в облисполком с просьбой передать в ее ведение находящийся в городе Южно-Сахалинске буддийский храм «Кейтокудзи» и прилегающий к нему синтоистский храм «Карафуто-Дзиндзя». В ходатайстве говорилось о необходимости сохранить в неприкосновенности, «с точки зрения этнографических интересов», весь комплекс храмов как «важный исторический памятник японской религии» (37). ______________________________________ * Сахалинская база АН СССР впоследствии была преобразована в Сахалинский комплексный научно-исследовательский институт АН СССР, ныне — Институт морской геологии и геофизики ДВО Российской Академии наук _____________________________________ Однако предложение ученых осталось без внимания, и вскоре уникальный храмовый комплекс перестал существовать*. Точно также в последующие годы при полнейшем равнодушии властей и общественности были разрушены и десятки других японских храмов, являвшихся памятниками культуры. Уникальный пласт истории культуры Сахалина и Курильских островов исчез практически бесследно. _________________________________________ * Этот храмовый комплекс находился по улице Горького в Южно-Сахалинске, в районе теперешней городской больницы. _________________________________________ Как известно, в годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь активно помогала защите страны от немецко-фашистских захватчиков. Духовенство, призывая верующих на разгром врага, укрепляло патриотический дух миллионов людей на фронте и в тылу. В определенной мере это несколько укрепило положение Церкви в стране в послевоенные годы. Кое-где открывались закрытые прежде храмы, оживилась деятельность православных приходов. Отдельные попытки возродить православные общины делались и в Сахалинской области. В 1946—1948 годах группа православных верующих из Александровска неоднократно обращалась к местным властям с просьбой вернуть им здание бывшей Покровской церкви. Бюрократическая переписка по этому поводу тянулась несколько лет, но в конечном итоге под разными предлогами облисполком отказался возвратить здание церкви верующим. В 1948 году в Южно-Сахалинске образовался «Комитет православной веры», насчитывающий 86 человек. Эта община от имени многочисленных верующих обратилась с просьбой об открытии православной церкви. Горисполком выделил для этой цели здание бывшего протестантского храма. 1 июня 1948 года облисполком утвердил решение городских властей о передаче здания и обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с ходатайством об открытии церкви (38). Но дальнейшего развития это начинание не получило, и Сахалинская область по-прежнему оставалась вне поля деятельности Православной Церкви и ее духовенства. Уничтожение храмов и десятилетия гонений «за веру» — одна из страниц народной драмы, постигшей Россию в XX столетии. Церковь как институт общества была поставлена в тяжелейшие условия, с которыми она не могла не считаться. Кто-то в эти годы шел на сделки с совестью, среди них и иерархи православия, и простые прихожане, — Церковь до сих пор в этом упрекают. Но забывают при этом, что православие сильно кровью мучеников. А сколько их было в сталинские и не только в сталинские, но и последующие годы. По документам 50—80-х годов, Сахалин и Курильские острова относились к тем регионам страны, где в результате усилий партийно-советского аппарата поддерживалась относительно «благоприятная религиозная обстановка». Это означало, что на территории области в этот период не было ни одной официально зарегистрированной религиозной организации*. По данным на 1966 год в городах и районах области имелось только 130—135 человек, принадлежавших к секте евангельских христиан-баптистов. Их небольшие группы действовали в городах Южно-Сахалинске, Александровске, Корсакове, Холмске и в некоторых других населенных пунктах (39). _________________________________________________ * С 1937 г. по 1960 г. в области числилась только одна зарегистрированная религиозная организация — община евангельских христиан-баптистов в г. Александровске-Сахалинском, но ее деятельность была запрещена решением горисполкома № 99 от 29 марта 1960 г. ________________________________________________ Все попытки баптистов легализировать свою общину встречали всяческое противодействие. Бесполезными оказались и их обращения в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который 10 апреля 1969 года, по предложению Сахалинского облисполкома, принял, постановление об отказе в регистрации общества евангельских христиан-баптистов, в связи «с допускаемыми его учредителями нарушениями законодательства о культах» (40). Уже сейчас, проанализировав многочисленные документы по этому поводу, можно заметить, что все «нарушения» баптистов состояли в стремлении следовать христианским заповедям и попыткам проводить открыто свои богослужения. На положение религиозных организаций в области оказывал влияние и ряд других факторов. В частности, пограничный режим и система пропусков зачастую использовались властями в проведении антирелигиозной политики. Нам не удалось обнаружить сведений о посещении Сахалинской области представителями духовенства Русской Православной Церкви, ибо в тех условиях это едва ли было осуществимо. Все это, несомненно, сказывалось на положении православных верующих. И хотя на Сахалине и Курилах их насчитывались тысячи, но в то же время их как бы и не существовало, поскольку не было здесь православных церквей. Такое положение в общем-то устраивало местные власти, но не могло устраивать людей. Многие сахалинцы и курильчане, следуя традициям и канонам православия отмечали в кругу близких христианские праздники, соблюдали некоторые обряды. Выезжая на материк во время отпусков, жители области посещали православные храмы, участвовали в богослужениях, старались исполнить те обряды, которые в условиях Сахалинской области осуществить они не могли: крещение, венчание, панихиды по усопшим и другие. Конечно, трудно сказать, насколько распространенным было это явление. Сейчас это можно было бы установить путем простого социологического опроса, но в те годы люди, как правило, не афишировали такие поступки, боясь преследований. Для опасений имелись веские основания, ибо в СССР действовала тотальная система доносительства. Так, например, в 1970—1975 годах жителями Сахалинской области было совершено 215 обрядов крещения детей в православных храмах. «Сигналы» о каждом из этих случаев поступили из 20 областей и краев РСФСР (41). В 1975—1979 годах за пределами области зафиксировано еще более 100 случаев крещения детей сахалинцев и курильчан. Эти сведения далеко не полные: за 1979 год информация поступила только из трех областей Российской Федерации (42). Уполномоченный Совета по делам религий направлял полученную информацию городским и районным исполкомам, «для принятия мер» по месту работы или учебы тех, кто решился переступить порог церкви для совершения обрядов. Следствием этого были обычно партийные и комсомольские взыскания, нудные проработки на профсоюзных собраниях, невозможность продвинуться по служебной лестнице, а то и просто насмешки и издевки. Все это заставляло людей таиться, прятать веру в глубине души и одновременно делало все более очевидным для миллионов наших сограждан миф о духовной свободе общества «победившего социализма». Поэтому трудно назвать общее число жителей области пострадавших за религиозные убеждения в эти годы. Преследования хотя и носили завуалированный характер, но они все-таки были. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы «персонального дела» Ю.Н.Лагунова, работавшего начальником отдела Управления тралового флота в городе Невельске. В апреле 1974 года Невельский горком КПСС исключил его из партии «за веру в бога и совершение религиозных обрядов, несовместимых с марксистско-ленинским мировоззрением». Проступок этого коммуниста с тридцатилетним стажем состоял лишь в том, что он имел Евангелие, носил на шее крестик, молился дома и в служебном кабинете, а в день, рождения жены дарил ей книги с надписью: «С богом...». (43). Сторонники православия составляли основную часть верующих среди сахалинцев и курильчан. Но отсутствие в области православных храмов и священнослужителей давало «о себе знать. Среди населения более заметное распространение получило сектантство, особенно в «застойные», 70— 80-е, годы. По данным за январь 1986 года на территории Сахалинской области фактически существовали сектантские религиозные общества и группы евангельских христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов 7-го дня, иеговистов («свидетелей Иеговы»). Только в Южно-Сахалинске действовало три религиозных объединения сектантов, имевших свои молитвенные дома (44). Баптизм, евангельское христианство, адвентизм и другие секты с их упрощенной церковной организацией и обрядностью, отвержением икон, церковных таинств и многих христианских праздников в тех условиях более успешно конкурировали с Православной Церковью, обретая все новых и новых приверженцев. Едва ли это явление можно считать особенностью Сахалинской области, так как усиление позиций сектантства характерно было для многих регионов страны. Однако необходимо признать, что и в последние годы на Сахалине и Курилах этот процесс протекает особенно активно, получая мощную моральную поддержку и материальное содействие многочисленных миссионерских организаций, прежде всего из Южной Кореи и США. Несколько лет назад, когда в связи с переменами в общественной жизни страны пали многие гласные и негласные запреты, сковывавшие деятельность Русской Церкви, началось движение к духовно-нравственному возрождению народа. По всей стране, еще носившей название СССР, стали возникать новые православные приходы, началось восстановление порушенных храмов и возрождение монастырей. Но Сахалинская область еще некоторое время оставалась в стороне от этих процессов. В конце 1987 года в Совет по делам религий при Совете Министров РСФСР обратилась работница совхоза «Охинский» Р.А.Призванная, которая от имели 70 человек, исповедовавших православие, просила разрешение на открытие церкви в городе Охе. После переписки с Москвой и проведения нескольких бесед с верующими, Охинский горком КПСС и горисполком пришли к выводу, что «необходимости в строительстве православной церкви в городе Охе нет» (45). Примечательно, что решение это появилось в разгар перестройки, накануне тысячелетия крещения Руси, широко отмечавшегося в стране. Но глубокие преобразования в общественно-политической жизни нашего общества неизбежно вели к развалу тоталитарной системы и изменениям в духовно-нравственной сфере.. После долгих лет фактического запрещения и всяческих препятствий в Южно-Сахалинске наконец-то была воссоздана православная община. Первые месяцы ее существования совпали со временем, когда в Русской Церкви совершалось особое прославление девяти святых, причтенных к лику святых на соборе 1988 года, в ходе празднования тысячелетия крещения Руси. Среди них была и Ксения Петербургская, почитаемая среди православных за святость жизни, проявившуюся в глубокой любви к ближним, в смирении, терпении, кротости и прозорливости. Тогда же с благословения управляющего Дальневосточной епархией епископа Гавриила приход, в Южно-Сахалинске стал именоваться в честь Блаженной Ксении (46). Снятие каких-либо ограничений в религиозной деятельности сразу выявило действительное отношение многих тысяч жителей Сахалина и Курильских островов к Православной Церкви. По их инициативе, наряду с приходом Блаженной Ксении, в 1989—1991 годах образовались и начали действовать приходы Преподобного Сергия Радонежского в городе Охе, Покрова Божьей Матери в городе Корсакове, Святителя Николая Чудотворца в городе Холмске, Святого Илии Пророка в поселке Тымовское, Благовещенский приход в городе Шахтерске Углегорского района. Общины православных верующих созданы также в Ногликском, Долннском, Макаровском, Курильском, Южно-Курильском районах, в ряде населенных пунктов Сахалинской области. Но восстановление церковной жизни на Сахалине и Курильских островах столкнулось с серьезными трудностями. Не хватает священников для возникающих новых приходов. Из-за недостатка помещений, или средств на их аренду, нет возможностей организовать хотя бы в крупных населенных пунктах, воскресные школы для детей. Но самая главная проблема — это отсутствие церковных зданий. Несколько молельных домов, ютящихся в частных домах или же приспособленных и весьма убогих помещениях, конечно же, нельзя считать выходом из положения. Они не могут вместить всех желающих посетить храм. Еще труднее осуществлять в таких условиях богослужения в соответствии с традиционной православной обрядностью, которая, как известно, представляет нечто единственное во всем христианском мире по своей торжественной красоте и многообразию. В начале 1992 года в городе Южно-Сахалинске началось строительство храма Воскресения Христова. Автором проекта будущего собора является архитектор С.М.Миченко. Проект храма выполнен в древнерусской традиции, с использованием композиционных приемов восходящих к архитектуре Новгорода. В стилистических характеристиках архитектурных форм храма, автору удалось выразить современное отношение к богатейшему культурному наследию зодчих древней Руси. В пригороде Южно-Сахалинска поселке Хомутово отведен земельный участок под строительство церкви в честь Блаженной Ксении Петербургской. Проект этого храма также разработан С.М.Миченко. Он выполнен в традиции так называемого «русского стиля», популярного в отечественной архитектуре 80-х годов XIX века. Удачное сочетание элементов «модерна» в декоре фасадов с композиционными приемами «русского стиля» позволило автору найти новые профессиональные решения в традиционной для этой архитектуры стилистике. Возможно, со временем эти храмы станут украшением Южно-Сахалинска, города почти не сохранившего своей исторической застройки и потому крайне бедного в архитектурном отношении. Храм Вознесения Христова заложен в одном из живописных мест областного центра, при пересечении Коммунистического проспекта и улицы Комсомольской... Два года назад, в августе 1990 года, место для будущего храма освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). К сожалению, строительство, едва начавшись, тут же застопорилось из-за нехватки финансовых средств. Будет обидно, если возведение собора в Южно-Сахалинске примет характер обычного долгостроя, в лучших традициях недавно завершившейся эпохи «развитого социализма». В ряде городов и сел области также готовятся к строительству церквей. Собираются народные средства на эти цели. Можно надеяться, что через несколько лет мы увидим результаты этих усилий. Пока же приходы на Сахалине и Курилах находятся примерно в тех же условиях, в каких более ста лет назад начинали здесь свою деятельность преосвященный Иннокентий, отец Симеон Казанский, отец Ираклии и другие подвижники православия. Крах коммунистической идеологии, сопровождающийся резким экономическим упадком и распадом советской страны, вызвал у многих людей глубокий духовный кризис. В поисках идейной и нравственной ориентации миллионы наших соотечественников вновь открывают для себя наследие многовековой российской культуры и в ней христианской веры, как основной несущей силы. Эпоха тоталитаризма была страшна не только массовым террором 20-х — начала 50-х годов, но и разрушением нравственных устоев жизни народа, продолжавшимся десятилетиями. Именно утверждение и сохранение этих устоев Российская Церковь всегда почитала своим главным долгом. Эта обязанность остается за ней и в наши дни, когда Россия переживает период очередной ломки общественных отношений. Православие сегодня — это выверенный тысячелетним опытом путь сохранения социальных связей и исторического лица нации.
ПРИМЕЧАНИЯ Глава I I I
Список сокращений
ГАТО — Государственный архив Тверской области. СЦДНИ — Сахалинский центр документации новейшей история. РГИАДВ — Российский государственный исторический архив Дальнего Востока.
|