Церковь на Сахалине. гл.1 |
История Сахалина - Миссионеры | ||||||||
Добавил(а) o_Serafim | ||||||||
12.06.10 15:23 | ||||||||
Страница 1 из 3 В 1992г. Общество изучения Сахалина и Курильских островов издало книгу кандидата исторических наук Александра Ивановича Костанова об истории распространения Православия на Сахалине и Курильских островах в XVII-XIX вв., о роли Русской Православной Церкви в освоении тихоокеанского побережья, о судьбе сахалинских храмов. Отдельная глава книги посвящена драматическим событиям, связанным с разгромом православных церквей в 20-30-е годы и репрессиями против верующих в годы Советской власти
Южно-Сахалинск, 1992
Заброшенные и полуразрушенные храмы — печальная достопримечательность множества российских городов и сел. Но для Сахалина и Курильских островов эти картины не типичны по той простой причине, что здесь вообще ни одного храма не сохранилось. Лишь несколько старых фотографий сахалинских церквей второй половины XIX — на чала XX веков могут служить иллюстрацией того, что когда-то православие играло заметную роль в жизни населения острова. Между тем, Сахалин и Курильские острова, составляющие ныне единую Сахалинскую область, имели в прошлом богатейшую, можно сказать, уникальную религиозную историю. С древнейших времен и до середины текущего столетия у аборигенного населения: айнов, нивхов, ороков и других малочисленных народностей — существовали, а в отдельных случаях и по сей день сохраняются ранние формы культовых отношений —"шаманизм, анимизм, культ предков и т. д. В XIX и XX веках здесь действовали христианские, буддийские, синтоистские, мусульманские, иудаистские общины и существовали их храмы. В свою очередь христианство на Сахалине было представлено не только тремя главными направлениями этого вероучения — православие, католицизм и протестантизм, — но и их разновидностями — старообрядчество, лютеранство, баптизм, пресвитерианство, адвентизм, иеговизм и т. д. В последнее время в Сахалинской области появляются общины и объединения новых религиозных направлений, например, последователей веры Бахай.
Такое необычайное богатое содержание различных религиозных форм на сравнительно небольшой территории островов имеет свое объяснение. Это связано с особенностями географического положения и политической истории Сахалина и Курильских островов, влиявшими на формирование населения в отдельные исторические периоды. Думается, столь важная и интересная проблема, как появление и существование в условиях Сахалина и Курил различных религий, еще привлечет к себе внимание ученых разных специальностей — историков, философов, этнографов, богословов, социологов. Что же касается целей предлагаемой работы, то она более скромная — дать краткий очерк деятельности Русской Православной Церкви на Сахалине и Курильских островах. До настоящего времени эта тема остается практически вне поля зрения авторов исторических исследований, хотя в путевых заметках и мемуарах отечественных путешественников, посещавших Сахалин и Курилы в XIX — начале XX вско.в, встречается не мало упоминаний и содержательных наблюдений о деятельности Православной Церкви, которую они оценивали, как правило, положительно. Интересные материалы по этой теме имеются в книгах и статьях С.П.Крашенинникова, В.М.Головкина, Г.И.Невельского, В.А.Римского-Корсакова, И.А.Гончарова, Н.В.Буссе, А.С.Полонского, Ф.М.Августиновича, А.П.Чехова, И.П.Миролюбова (Ювачева), епископа Сергия (С. Тихомирова) и ряда других авторов. Но даже в обобщенном виде эти материалы дают довольно фрагментарную картину деятельности русского православного духовенства на островах. Восполнить имеющиеся пробелы позволили архивные документы. Но и здесь пришлось столкнуться с определенными сложностями. Дело в том, что архивов сахалинских и курильских церквей, как таковых, не сохранилось. По имеющимся отрывочным сведениям, в свое время в городе Александровске-Сахалинском был довольно богатый церковный архив, но в середине 30-х годов он оказался уничтоженным. Сохранились только церковные метрические книги за период с 1869 по 1925 год. Большая их часть, насчитывающая 201 единицу хранения за 1869—1917 годы, находится в Государственном архиве Сахалинской области. Они поступили в архив из областного бюро ЗАГСа, где еще остается несколько метрических книг за 1918—1925 годы. Эти материалы содержат актовые записи (рождение, бракосочетание, смерть) и могут служить ценным источником в плане демографических, историко-биографических и генеалогических изысканий. Некоторые сведения из метрических книг, в частности,записи о крещении, позволяют проследить характер миссионерской деятельности сахалинских священников. Но цельного представления о роли Российской церкви в освоении Сахалина и Курил, ее влиянии на духовную жизнь населения, развитие просвещения и культуры эти материалы, конечно же, не дают. Поэтому в работе использованы документы из фондов «светских» учреждений, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме. Главным образом, это фонды органов власти дореволюционного и советского периодов, находящиеся в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (г.Томск), Государственном архиве Сахалинской области, Сахалинском центре документации новейшей истории, некоторых других архивах. Иллюстрации в книге (графические рисунки) выполнены художником Л.К.Волкостреловой с фотографий, хранящихся в фондах Сахалинского областного краеведческого музея. В заключение считаю своим долгом выразить искреннюю признательность работникам сахалинских архивов М С. Высокову, Г.И.Дударец, В.Л.Подпечникову, Сахалинского областного краеведческого музея В.М.Латышеву, К.Я.Черпаковой, И.А.Цупенковой, Т.М.Лапшиной, а также иеромонаху Ионафану, исполнительному директору Сахалинского фонда культуры Г.Г.Песачимскому и другим за помощь, ценные советы и замечания, высказанные при подготовке рукописи.
Россия — страна церквей. Так иногда называли ее иностранцы в прежние века. И впрямь: в каждом сельце — часовня, в деревне побольше — храм, а уж в городах непременно соборы, целые созвездия куполов. А еще и монастыри... Православие неотделимо от российской истории, и, наоборот, нельзя представить прошлое России без православия. Благодаря введению христианства, Киевская Русь около тысячи лет назад как равная вошла в семью европейских христианских государств, заявив о себе как о стране, славной не только ратной доблестью княжеских дружин, но и высокоразвитой духовной и материальной культурой. С присоединением Сибири в XVII веке Московское царство стало многонациональной державой. На необъятные просторы северной Азии, от Урала до берегов Тихого океана, пришел «третий Рим» — могучее православное государство, претендовавшее заменить собой Византийскую империю, рухнувшую под ударами турецких завоевателей. Вместе с русскими землепроходцами пришло на северо-восток азиатского континента и православие — основа духовной жизни россиян той эпохи. Замерзая в студеные зимы, утопая в болотах, погибая в бесчисленных стычках с туземцами, шли на восток, помечая свой путь могилами с простенькими крестами, люди отважные, не признававшие жизни в холопстве. Шел простой люд в поисках воли, счастья и богатства. Не случайно одним из первых местночтимых православными сибиряками подвижников благочестия стал Василий блаженный, страдалец Мангазейский. По преданию, при жизни это был обычный юноша, сын купца из Ярославля. В 1602 году, оказавшись по ложному обвинению в «пытошной» мангазейского воеводы, он погиб от истязаний. Спустя полвека сибиряки начали называть мучеником невинного страдальца, почитая его в лике святых, «по испытываемой на себе благодатной его помощи» (1). Абсолютное большинство землепроходцев, как и блаженный Василий Мангазейский, вообще не вернулось к родным очагам из краев диких и дальних, ставших для одних местом последнего успокоения, а для других — вновь обретенной родиной. Оценивая историческое значение этого процесса, выдающийся отечественный историк прошлого века С. М. Соловьев писал о распространении славянского населения на восток, как о «главном явлении нашей истории» (2). Рассматривая Россию как страну непременно колонизирующуюся, он считал деятельность подвижников — основателей монастырей и проповедников православного христианства — одним из потоков этой внутренней колонизации. Напомним, что с 1589 года в России было учреждено патриаршество, то есть автокефалия Русской Православной Церкви получила законченное выражение. Страна делилась на несколько епархий, которых в конце XVII столетия насчитывалось 24. Наиболее внушительной по территории являлась вновь образованная Сибирская епархия, с центром в Тобольске, возглавляемая архиепископом, а позже митрополитом. Историки полагают, что на рубеже XVII—XVIII веков в России насчитывалось до 15 тысяч церквей-приходов и свыше 600 больших и малых монастырей (3). Начало христианизации народов Сибири и Дальнего Востока хронологически совпало с крупными событиями в истории православия, оказавшими влияние на его дальнейшую судьбу в России. Патриотическая роль Церкви, приложившей немало усилий для спасения России и монархии в «Смутное время», хорошо известна. Но монархия, едва возродившись после катастрофы, начала планомерное наступление на Церковь. Царь. Алексей Михайлович низложил патриарха Никона. Его сын Петр I, упразднив патриаршество, создал синодальную систему. Екатерина II формально объявила себя «главой Церкви». В дальнейшем самодержавие, прикрываясь своими сакральными привилегиями, постоянно и грубо вмешивалось в церковные дела, даже в вероучительные и богословские вопросы православия. Не случайно историки Русской Православной Церкви расценивают «синодальный период» как тяжкий и застойный (4). Разумеется, подобная политика не могла полностью парализовать внутреннюю жизнь Церкви. И в «синодальный период» она имела великих святых и подвижников, иерархов и богословов. На присоединенных землях Сибири и Дальнего Востока первыми распространителями православия были сами русские первопроходцы — казаки и промышленные люди. Пo некоторым данным, в Ленский острог, построенный П.Бекетовым в 1632 году, были посланы священники из Казани. Тогда же здесь началось строительство первых церквей. О том, что распространение православия шло рука об руку с географическими открытиями россиян свидетельствует, например, отписка томского воеводы князя О. И. Щербатого царю Алексею Михайловичу, составленная в сентябре 1645 года. Исследователям истории Сахалина хорошо знаком этот документ, содержащий «расспросные речи» казаков И. Ю. Москвитина и Д. Е. Копылова о походе на реку Улью и плавания по Охотскому морю в 1639—1640 годах. Историки давно спорят о том, достиг ли Москвитин устья Амура и Сахалина в 1640 году или нет. По необходимо подчеркнуть еще одну особенность документа. Он составлялся с целью обратить внимание московского правительства на открытые казаками «землицы». Воевода предлагал план нового крупного похода к устью Амура для поисков «серебряной горы» и для того, чтобы тамошних жителей «под государеву высокую руку привесть». Называя состав будущей экспедиции, князь О.И.Щербатый писал: «Да жаловал бы государь четырех попов для ради смертного часу, да мастеров, хто тое серебеную руду знал...» (5). По существу речь шла о снаряжении на Нижний Амур целой духовной миссии, в составе военно-промышленной экспедиции. К сожалению, этот проект не получил поддержки. В силу ряда исторических причин христианизация населения Приамурья и Сахалина началась лишь два столетия спустя, в середине XIX века, после окончательного включения этих территорий в состав России. В 40-е годы XVII века, когда казаки достигли Тихого океана, Ленский острог, давший начало городу Якутску, сделался центром миссионерства в Северо-Восточной Сибири. В 1646—1649 годах было крещено 119 якутов и других «иноверцев». В 1652 году служилый человек Семен Епишев отправил из Охотского острожка в Якутск «тунгуские две бабы» для крещения (6). Следует отметить, что правительство запрещало насильственное крещение аборигенов, и распространение христианства происходило по мере создания для этого благоприятных условий. В начале XVIII века расширились экономические, культурные связи и непосредственное общение между русскими и коренными народностями. Увеличилось число духовенства и укрепилась материальная база православия в Восточной Сибири. В 1707 году здесь функционировало 40 церквей. Все это создавало предпосылки для массовой христианизации коренного населения. Новую политику взялся энергично осуществлять сибирский митрополит Филофей Лещинский (7). Активная деятельность тобольских митрополитов охватывала всю Сибирь, Якутию и достигала берегов Тихого океана. После похода казаков В.Атласова в 1697—1699 годах, Камчатский полуостров становится своеобразным плацдармом распространения православия среди племен населяющих Дальний Восток, Курильские, Алеутские острова и Аляску. Мы не располагаем точными сведениями о первых попытках христианизации айнов, населявших в тот период юг Камчатки и Курильские острова. Но вполне очевидно, что такие попытки имели место еще в первой трети XVIII века. В 1705 году на Камчатку был отправлен миссионером архимандрит Мартиан. Весной 1711 года он находился в отряде казаков Д. Анциферова в Большерецком острожке, при отражении нападения камчадалов и курилов (8). Как известно, после этого последовал первый поход казаков, возглавляемых Д.Анциферовым и И.Козыревским, на остров Шумшу. В последующие двадцать лет православие довольно широко распространилось среди аборигенов Камчатки и северных островов Большой Курильской гряды. Одним из проповедников православия на открытых землях стал первооткрыватель и исследователь Курильских островов Иван Петрович Козыревский. Публикуя в академическом календаре на 1732 год сообщение о Камчатке, историк Г. Ф. Миллер писал: «Прежде сего у тамошних жителей никакие веры не было. Но за двадцать лет по велению его императорского величества построены там и российские церкви и школы, которые надежду подают и сей народ от времени до времени из их заблуждения выведен будет. Монах Игнатий Козыревский, который при первой экспедиции Володимера Атласова еще бельцом был и с того времени в сей земле лет с двадцать жил, в сем деле не малое вспоможение учинил, такожде по многому прошению бедных, неимущих, старых, больных, раненых и иных от службы оставленных людей при реке Камчатке на пустом месте церковь с пределом и монастырь на свое собственное иждевение построил, в котором он потом сам постригся и Игнатием назван» (9). Ученые указывают разные причины, по которым казачий есаул Козыревский ушел в монашество. По сведениям, которые приводит известный географ А. В. Ефимов, возвращаясь из похода на Курилы, Козыревский вывез пожитков («ясачную казну») на несколько тысяч рублей. Но камчатский приказчик Петриловский эти пожитки у него «вымучил», то есть — отнял, а самого Козыревского принудил в 1716 году постричься в монахи (10). Иначе трактует эти же события историк Б. П. Полевой, по его мнению, Козыревский постригся в монахи в 1717 году, когда ему стал грозить суд и кара за соучастие в убийстве атамана В. Атласова с приказчиками О. Липиным и П. Чириковым, во время казачьего бунта, случившегося шестью годами ранее. Причиной бунта послужили необузданный нрав и страшная жестокость «камчатского Ермака» по отношению к своим товарищам-казакам. Грех этого убийства довлел над Козыревским всю оставшуюся жизнь, и в конечном итоге привел к его гибели в застенках Преображенского приказа 2 декабря 1734 года (11). Версия Б.П.Полевого, основанная на документах сохранившегося архивного «дела монаха-растриги Козыревского», видимо, ближе к истине. Хотя утверждение о том, что он принял монашество не по своей воле вызывает некоторые-сомнения. Во-первых, монашество не спасало от уголовного наказания. Во-вторых, "случаи насильственного пострижения в Русской Православной Церкви были крайне редки. И, думается, не только страх перед десницей закона побудил Козыревского, одев клобук и рясу, стать «иноком Игнатием». Было в этом, наверное, и раскаяние, и стремление помочь своим товарищам, укрепить их дух и веру. Ведь казаки почти постоянно находились в длительных походах, которые к старости лет кроме ран, болезней и увечий, редко приносили благополучие. Вера нужна была этим людям как духовная опора в борьбе с суровой природой, как щит в бесконечных кровавых столкновениях с «немирными» туземцами, как залог будущей удачи. Монастырь, основанный Иваном Козыревским, являлся пустынью старейшего в Восточной Сибири Якутского Спасского монастыря, построенного по инициативе служилых людей в 1663 году. Монастырь этот считался «центром благочестия и христианского просвещения» на восточных окраинах империи. В 1731 году, во время «главного камчатского бунта», пустынь на реке Камчатке была сожжена восставшими туземцами. Но в последующем, по свидетельству С. П. Крашенинникова, ее восстановили на прежнем месте. В конце 30-х годов XVIII века на Камчатке действовало 5 православных церквей. Старейшей из них считалась церковь Успения Божьей Матери в Нижне-Камчатском остроге, первая в будущей Камчатской епархии, в которую вошли Курильские острова, а позднее и Сахалин. Камчатские храмы — подлинная колыбель православия на тихоокеанском побережье России и в Русской Америке. В них получали благословение на походы «встречь солнцу» русские мореходы и промышленники. Отправляясь на Курильские или Алеутские острова «для промыслу» или «прииску новых неясачных людей» для государевой казны, они несли на эти земли свой хозяйственно-бытовой уклад жизни, основанный па традициях и обычаях православной веры. Оторванность Дальнего Востока от религиозно-православных центров все более ощущалась по мере заселения и освоения края. Однако образование отдельной епархии в Восточной Сибири долгое время затягивалось. Только в 1727 году в Иркутске открылась самостоятельная епархия, в ведение которой отошли церкви Якутии и Дальнего Востока. Усмирив восстание 1731 года, правительство проводило более гибкую политику в отношении аборигенов Камчатки и Курильских островов. В частности, принявших православие или «новокрещенных», как их тогда называли, на 10 лет освобождали от уплаты ясака. «Для увеличения количества принявших православие, — писал С. П. Крашенинников, — почти во всех острогах имеются учителя и безо всякой платы обучаются дети как казаков, так и камчадалов. Христианство распространилось теперь к северу до коряков, а на юге до Третьего Курильского острова...» (12). Третьим островом в ту пору назывался обычно остров Ширинки (Сиринки), ныне — остров Анциферова, в составе Большой Курильской гряды. В некоторых источниках XVIII века «Третьим» — назывался остров Онекотан. Айны или «курильцы», населявшие Северные Курилы, наиболее тесно соприкасались с русскими промышленниками и казаками с Камчатки. Приняв православие, они носили русские имена и фамилии, некоторые из них знали русский язык. В 1747 году «новокрещенные» курильцы с островов Шумшу и Парамушир, которых насчитывалось более двухсот человек через своего тоена Сторожева обратились в православную Миссию на Камчатке с прошением прислать священника «для утверждения их в новой вере». Камчатский архимандрит не дал им священника, «по неимению свободного», но в мае 1749 года он отправил к ним в качестве учителя отставного казака Шергина, изъявившего желание «быть неотлучно при обучении курильских отроков». Шергин учредил на острове Шумшу школу, просуществовавшую до 1785 года и в которой постоянно обучалось не менее 15 мальчиков-айнов с Шумшу и Парамушира. Как вскоре выяснилось, первый учитель курильских туземцев не отличался особенным благочестием. И поскольку «при исполнении богоугодного дела он не пренебрегал и собственными житейскими выгодами», то по жалобам айнов его сменили в 1752 году казаком Бережным. Тот оказался еще ленивее Шергина, и через три года учителем на Шумшу «по желанию самих курильцев» назначили казака Рожнова (13). Тогда же, по одним данным в 1756, а по другим — в 1757 году, купеческим приказчиком Семеном Кузьмичем Ломом на Шумшу была построена небольшая церковь — часовня в честь Св. Николая Чудотворца. Этот святой особенно почитался на Дальнем Востоке, как заступник всех мореходцев и путешественников.* Поводом к строительству часовни послужили успехи в пушном промысле, который вел С. К. Лом ни острове в течение нескольких лет. В этой часовне и помещалась с тех пор айнская школа, которая прежде очень бедствовала «по недостатку приличного помещения». После Рожнова в наставники стали поступать выучившиеся в школе курильцы. Первым из них был крещенный айн по фамилии Причин, и от него уже потом звание учителя постоянно переходило к выучившимся грамоте курильцам. По словам историка А. С. Полонского, церковь Св. Николая составляла «замечательность о. Шумшу», потому что «угодник был в особенном уважении у промышленных, посещавших 1-й остров, и часовня оставалась в исправности еще в 1830-х годах» (14). __________________________________________ * По сведениям, которые сообщает С. П. Крашенинников, в те годы церкви во имя Николая Чудотворца были также в Большерецком и Верхне-Камчатском острогах. Нижне-Камчатская церковь Успения Пресвятой Богородицы имела предел Св. Николая Чудотворца. ________________________________________________ Предпринимались попытки распространить христианство и на «мохнатых курильцев» — айнов Южных Курил, находившихся в японской зависимости. Об одной из них поведал В.М.Головкину его переводчик крещенный курилец
|