Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 16 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

10
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4337
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 849814

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Вопросы методологии и методики в изучении религии как социального феномена. - Cтраница 3 PDF
Программы - Конференция
Добавил(а) o_Serafim   
Оглавление
Вопросы методологии и методики в изучении религии как социального феномена.
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

Предметной сферой философии является исследование действительности под углом зрения решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия делает акцент на изучении мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее существенным является то, как решается в религии проблема устройства бытия, что первично: духовное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека, или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос служит основанием для решения конкретных смысложизненных вопросов.

Предметом социологии не являются ни пробле­мы устройства бытия, ни объект религиозной веры - Бог и все его атрибуты.

Социология изучает религию как одну из сторон общественной жизни, в ее связях и взаимодействии с другими областями этой жиз­ни: каким путем формируется религия, как те или иные религиозные системы объясняют мир, какие ценности, нормы и образцы поведе­ния они формируют у людей, как действуют те или иные религиоз­ные организации, каковы функции религии в обществе и т. д.

Различие между философией и социологией проявляется не только в методологии, но и в методах исследования религии.

Философия не проводит эмпирического исследования действительности. Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, ру­ководствуясь определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических размышлений.

Социология же в своих исследо­ваниях религии опирается на эмпирический материал, фактические данные, полученные на основе непосредственных исследований ми­ровоззренческих представлений тех или иных народов, их верова­ний, обычаев, организации жизни и т. д.

Социология использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социально-философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: диалектика, систем­ный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, де­дукция, наблюдение, эксперимент и пр.

В исследованиях религии разработаны такие подходы, которые интегрируют многие частные приемы. Они с успехом применяются в течение многих десятилетий, дают плодотворные результаты и теперь.

В социологии с самого начала широко применяется исторический метод, предполагающий изуче­ние религиозных систем в процессе их возникновения, становления и развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей истории, так и своеобразных конкретных обстоя­тельств.

Историзм, исходя из единства исторического и логического, использует в качестве инструмента познания логику истории, ко­торая позволяет понять современное состояние объекта как нечто ставшее и вместе с тем дает руководство к правильному осмыслению событий и фактов прошлого.

Историзм может выступать в не­скольких разновидностях.

Генетический подход имеет в виду выведение последующих этапов развития из начальной фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание промежуточных звеньев в цепи эволюции. С другой стороны, чем дальше в глубь веков направляет свой поиск исследователь, тем меньше в его распоряжении фактического материала.

В этом случае историзм предстает в форме актуализма: поскольку современное сос­тояние всякого явления есть итог развития, изучение этого состо­яния позволяет создать теоретическую модель, которая может помочь характеризовать явление в его предшествующих фазах, в том числе и начальных.

Сравнительно-историческое исследование сопоставляет разные этапы развития одной и той же религии в различные моменты времени, разные религии, существующие одновременно, но находящиеся на разных этапах развития. Большое значение имеет сравнение сопоставимых обра­зов разных религий (например, Будды и Христа).

Каузальный анализ имеет в виду изучение причинно-следствен­ных отношений, выявление причин возникновения и эволюции различных явлений религии. Согласно принципам этого анализа, главным вопросом которого является «почему?», религия не может быть понята лишь из самой себя, она не суть (причина самой себя). Именно причинное объяснение прежде всего помогает обеспечить выведение различных религиозных и нерелигиозных форм из каких-то действительных отношений в жизнедеятельности людей.

Типологический метод представляет собой совокупность проце­дур расчленения и группировки изучаемых объектов по каким-либо признакам.

Феноменологический метод включает совокупность приемов вы­яснения значений и смыслов в духовном взаимодействии людей, соотносит мотивы, представления, идеи, цели практически дейст­вующих индивидов и тем самым достигает понимания смысловой связи их поведения, помогает обнаружить формальные структуры общения, субъективные факторы общественных отношений.

Структурно-функциональный анализ имеет дело с объектами, представляющими собой системы, и направлен на раскрытие их строения и функционирования. Результатом является выделение элементов, которые соотносятся с другими элементами и с системой в целом, выяснение воздействия этих элементов. Такая же операция может быть проделана и над каждым выделенным элементом, который, в свою очередь, представляет собой систему («подсистему»). С этой точки зрения религия предстает в качестве подсистемы, включающей некоторые элементы и выполняющей соответствующие функции.

Мы считаем, что образ религии изучаемый социологией, определяется преследуемыми ею целями познания социальных явлений и «разрешающей способностью» применяемых ею методов исследования.

Таким образом, религия представляет собой сложное, многоуровневое явление. Поэтому изучение и истолкование религиозного феномена осуществляется целым рядом дисциплин при использовании разных методологических подходов и применением различных методов.



 

1. Вольней К. Избранные атеистические произведения. –М., 1962.; Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т.Т.2. «Левиафан». Гл. XXXIX/ –М., 1965.; Гольбах П. Система природы. –М., 1940.

2. Методологические проблемы современного религиоведения. Научно-аналитический обзор.//Под редакцией Гапочка М.П., Гараджи В.И.–М., 1990. с. 8.

3. Kehrer G. and Hardin B. Sociologicfl approaches. // Contemporary approaches to the study of religion / Ed. by Whaling F. – Berlin etc., 1985. – Vol.2. – P. 149-177.

4. King U. Historical fnd phenomenological approaches // Contemporary approaches to the study of religion / Ed. by Whaling F. – Berlin etc., 1984. – Vol.1. – P. 29-164.

5. См.: Berger P.L. Zur Dialektik von Religion und Gesellschaft. Elemente einer soziologischem Theorie. Frankfurt, 1973; Булгаков С.Н. Свет не вечерний. – М., 1994.; ГегельГ.В.Ф. Философия религии, В 2-х томах.- М., 1975, 1977.; Soderblom N. Das Werder des Gottesglaube. Berlin, 1926; Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд. //Зиммель Г. Избранное. Т.1. Философия культуры. – М., 1996.; Мень Александр. «История религии». – М., 1994.; Хонигсгейм П. Социология религии: дополнительный анализ религиозных институтов //Беккер Г.Б., Босков А. Современная социологическая теория. – М., 1961.; Флоренский П.А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги: «О духовной истине» //Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. – М., 1990. т.1.

6. Радугин А.А. Введение в религоведенье: теория, история и современность. – М.: Центр, 1999. с. 13.

7. См.: Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма. //М. Вебер. Избранные произведения. –М. Прогресс. 1990.; М. Вебер. Социология религии (типы религиозных сообществ)//Работы М. Вебера посоциологии религии и идеологии. –М., 1985; Вольней К. Избранные атеистические произведения. –М., 1962.; Гельвеций К.А. Французские просветители XVIII в, о религии. –М., 1960.; Гольбах П. Система природы. –М., 1940.; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни //Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. –М., 1994. ч. 1.; Кант И. Религия в пределах только разума. Трактаты и письма. –М., 1980.; Марешаль П.С. Избранные атеистические произведения. –М., 1958.; Маркс К. Тезисы о Фиербахе.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.3.; Мелье Ж. Завещание. –М., 1954. т.1.; Юм Д. Естественная история религии. Сокращенное изложение «Трактата о человеческой природе». Соч. в 2-х томах. –М., 1965. т.2.; Фейербах Л. Сущность христианства. Сущность религии. К критике философии Гегеля. //Избранные философские произведения. –М., 1955. т. 2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.21.

8. Stolz F. Grundzuge der Religionswissenschaft. – Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1988. s. 11-12.

9. Stolz F. Grundzuge der Religionswissenschaft. – Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1988. s. 18.
10. Фейербах Л. Лекции о сущности религии //Избранные философские произведения. –М., 1955. т. II.; Сущность религии //Избранные философские произведения. –М., 1955. т. II.; Малиновский Б. Магия, наука и религия //Магический кристал. –М., 1992. с. 84-110.; Luckman T. Das Problem der Religion in der modernen Gesellschaft. Freiburg, 1963.

11. Stolz F. Grundzuge der Religionswissenschaft. – Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1988. – 118 s.

12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. –М., 1989.

13. Бызов Л., Филатов С. Религия и политика в общественном сознании советского народа //Религия и демократия: на пути к свободе совести. Вып. II/Сост. А.Р. Бессмертный, С.Б. Филатов. –М.: Издательская группа «Прогресс – Культура», 1993.; Девятова С.В. Современное христианство и наука.-М., 1994.; Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. –М., 1989.; Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. –М., 1993. Т. I-II.; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. – М., 1985., Психология религии. – М., 1986.; Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. – М., 1982, Социология религии. – М., 1979.

14. См.: Бурдина А.И. общественное сознание как проблема диалектического материализма. –М., 1979.; Живкович Л. Теория социального отражения. –М., 1969.; Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности. Киев, 1986.; Медведев М.И. Человек и его отражение в религии. –Минск., 1983.; Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М.1977.

15. См.: Левада Ю.Н. Социальная природа религии. –М., 1965.

16. Stolz F. Grundzuge der Religionswissenschaft. – Gottingen: Vandenhoeck u. Ruprecht, 1988. s. 127.

17. Левада Ю.Н. Социальная природа религии. –М., 1965. с. 35-36.

18. Угринович Д.М. Введение в религиоведение. –М., 1985.с.98.; Яблоков И.Н. Религия: сущность и явление. –М., 1982.



 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de