Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 14 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

26
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 2956
Статей : 342
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 592513

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Опыт и перспективные направления сотрудничества в области духовной культуры PDF
Программы - Конференция
Добавил(а) o_Serafim   

Р.А.Блинова


Опыт и перспективные направления

сотрудничества в области духовной культуры


«Культура – это то,

что в значительной степени оправдывает

перед Богом существование народов и наций»

Д.С.Лихачев

 

Развитие человека невозможно вне культуры. Культурологический анализ, опирающийся на достижения и методы истории, археологии, антропологии, этнографии, философии, логики, психологии, лингвистики, философии, социологии и других наук, показывает, что высокая духовная культура – ключ к решению большинства человеческих проблем, основа национальной безопасности и благосостояния. Это единственный путь к сохранению, развитию и процветанию человека и общества.

 

 

Высококультурный человек является главным национальным богатством каждой страны. Материальное благосостояние при низком культурном уровне людей не дает ожидаемых результатов в социальном развитии человека.

Основной капитал страны – это ее культурный потенциал и, прежде всего, человек – создатель и носитель «высокой» духовной культуры. Известно, что высокий уровень духовной культуры человека обеспечивает определенный рост материального благосостояния всего общества.[1]

Вместе с тем, культура – это не только средство, но также показатель и цель человеческого развития. «Высокая культура», предполагающая высокий уровень человеческих знаний, духовности, умения, наполняет жизнь смыслом.

Таким образом, именно культура, как целостная система ценностей, формирующая идентичность нации и единство государства, влияющих на все сферы государственного и гражданского бытия берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров общества.

Однако с конца XX века, когда на смену моноидеологии марксизма-ленинизма пришло закрепленное Конституцией идеологическое многообразие, государство отказалось и от идеологического заказа и патерналистского подхода к сфере культуры, и фактически приравняло учреждения культуры к сфере обслуживания, не учитывая их огромные задачи и возможности.

Культура вступила в рыночные отношения со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Оказалось, что отказ от одномерных мировоззрений, культурологических и идеологических установок не привел к каким-либо устойчивым ориентирам в культуре и что сама по себе творческая свобода и отсутствие партийного диктата, идеологическая невостребованность не гарантируют успеха. Все это способствовало созданию кризисной ситуации.

Духовно-нравственный кризис, переживаемый нашей страной в настоящее время, является отражением перемен произошедших в общественном сознании и государственной политике.

Но, несмотря на произошедшие изменения в обществе и сопутствующие этому потери, сохранившаяся сфера культуры, её институты, по-прежнему генеральной своей целью определяют обогащение духовной жизни людей и создание условий для развития культуры.

В Сахалинской области на сегодняшний день насчитывается 382 учреждения культуры, из них 192 библиотеки, 199 клубных учреждений, 17 музеев, 38 школы искусств, 3 кинотеатра. Сеть учреждений, по сравнению с 1996 годом, сократилась на 74 учреждения, но, в то же время, показатели охвата населения области услугами культурно-просветительных учреждений выше среднероссийских и составляют 52,1% в библиотечных учреждениях, 35,7% в музеях, 2,6% - в клубных учреждениях. В достаточно сложных условиях в учреждениях культуры приобщают население к культуре, формируют его нравственные идеалы, культурную среду.

Библиотеки, ведущий фактор сохранения базовых духовных ценностей общества, используют различные формы обслуживания населения, организации досуга. Библиотеки способствуют формированию высоконравственной всесторонне развитой личности, обогащению её духовного мира, и хотя информационные их функции сегодня предполагают особые финансовые затраты, библиотеки являются общедоступными учреждениями.

Роль клубных учреждений вообще исключительна! Практически это единственные учреждения, работа которых направлена на активное вовлечение населения в культурный созидательный процесс, развитие его творческого потенциала. Не менее важной является их роль в вопросе сохранения народных традиций, передачи их последующим поколениям. Различные фестивали и конкурсы, проводимые в области, этому свидетельство. Среди них – «Играй, гармонь, звени частушка», «Патриот России», «Песня Сахалину», «Здесь утро начинается России», «Дети XXI веку» и многое другое. Особое внимание уделяется национальным культурам. Возрожден праздник народов Севера, проводятся фестивали художественного творчества детей КМНС. В 2000 году положено начало традиции проведения фестивалей национальных культур, с 2003 года ставших международными. В условиях многонационального состава населения Сахалинской области, фестиваль создает условия для воспитания толернтности , понимания культуры различных народов.

Опорой всей системы воспитания, на которой можно сформировать нравственные координаты, является культурное и историческое наследие, с которым непосредственным образом связаны музеи. За редким исключением, музеи есть в большинстве районов области, в г. Южно-Сахалинске их 3. Музеи интересно работают с детьми и молодежью. Все чаще жизнь заставляет активнее сотрудничать со школами. Председатель Российской Ассоциации музейных педагогов Е.Ванслова считает, что именно музей дает ребенку выход в большой мир, помогает сформировать систему ценностей, понять психологию людей, живших до нас, сравнить прошлое с настоящим, осознать сегодняшний день.

При музеях создаются специальные формирования для работы с детьми и молодежью, такие как «Школа восприятия», «Юный краевед», «Музейный эрудит»

Музеи области предлагают школам образовательные программы. Особая тема – образование в области художественного творчества, которое содействует воспитанию глубокого уважения к культурному опыту народа и, на этой основе, формирует и развивает творческий потенциал личности. Художественное образование доступно подрастающему поколению нашей области. 38 школа по 9 специальностям, колледж искусств и театральный колледж дают такую возможность.

Театры, литературы, музыкальное искусство, - трудно переоценить их влияние на человека, особенно детей и молодежь, хотя и не всегда однозначное: в наш демократический век культурная ситуация значительно изменилась за последнее десятилетие. Одна из характерных особенностей этого периода – более заметна роль религии. Надо сказать, что исторически отношения между религиозной и светской культурой складывались достаточно непросто. Православная религиозная культура, зачастую, с недоверием относилась в светской, как к порождению греховного, но, вместе с тем, светская культура воплощает в себе христианские идеалы и именно она подхватила духовную эстафету. Хотя, надо признать, есть и примеры порождения ею антирелигиозной идеологии. Несмотря на иногда непросто складывающиеся государственно-церковные отношения (особенно когда они затрагивали имущественные) значительным является и положительный опыт, как на уровне страны, так и региона. Сейчас трудно представить себе такие мероприятия, как День славянской письменности и культуры, Рождественские мероприятия, Пасхальный фестиваль без участия представителей Сахалинской Епархии.

В музеях области знакомят с шедеврами русской православной культуры, комплектуют фонды коллекциями икон и других предметов культа, имеющими художественную ценность.

Перечень совместно проводимых мероприятий постоянно расширяется. Большая совместная работы планируется по проведению в области фестиваля православной культуры, включающего выставки, концерты, конкурсы.

Вопросы нравственного воспитания приобретают в настоящее время всё более важное значение, так как человек, его творческий потенциал – это будущее нашего региона страны. И нас не может не тревожить высокий уровень преступности, особенно среди молодежи, проблемы стремительного роста уровня наркомании и алкоголизма, нарастающие тенденции духовного обнищания.

Культура в состоянии переломить нарастающие негативные тенденции в духовной сфере человека, особенно при объединении усилий с православной религиозной культурой. Их роль может стать поистине неоценимой в возрождении и обогащении нравственных идеалов населения, особенно детей и молодежи.

 

 


[1] Галунский Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. – М.:ИНФРА-М,1998.- 111с.

 

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de