"На Южном Сахалине" ч.1 |
История Сахалина - Миссионеры | ||||||||
Добавил(а) o_Serafim | ||||||||
22.05.10 13:05 | ||||||||
с 1909 по 1911 годы с духовной миссией для оставшихся русских людей на Южном Сахалине трижды побывал Сергий (Тихомиров), епископ Киотский. В 1908г. в возрасте 37 лет он был назначен викарием Токийской кафедры в помощь прославленному ныне во святых Св.Николаю (Касаткину). Владыка Сергий имел способность к языкам – к тому времени уже владел греческим, латинским, древнееврейским, английским, немецким. Он быстро принялся за изучение японского языка и скоро совершил инспекторскую поездку на острова Хоккайдо и Сахалин без переводчика. Свои впечатления от увиденного владыка Сергий записывал в форме путевых заметок, которые вначале публиковались в «Московских ведомостях» и вызывали живой интерес православной общественности. Следующие публикации были в журнале «Православный Благовестник» за 1914г. - в № 1, с. 115 - 142; № 2, с. 168 - 212; № 3, с. 208 - 235; № 4, с. 207 - 219; № 5/6, с. 208 - 220; № 7/8, с. 245 - 268. с ил. И в этом же 1914 г в Москве «Русской Печатью» (Большая Садовая, 4.№ 14) была выпущена отдельная книга (отдельный оттиск из журнала «Православный Благовестник» за 1914г.) ЕПИСКОП СЕРГИЙ «На Южном Сахалине: (Из путевых заметок)», которую в оцифрованном виде и выкладываем на наш сайт. Если говорить о дальнейшей судьбе владыки Сергия, то вкратце можно сказать следующее. По преставлению святителя Николая, апостола Японии, 3 февраля 1912 года, епископ Сергий был назначен на токийску ю кафедру, став главой православной Церкви в Японии. Владыка Сергий был одним из немногих русских иерерхов зарубежом подписавших «Декларацию» заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года. В то время как остальные русские архипастыри на Дальнем Востоке вошли в юрисдикцию Русской Православной Церкви Зарубежом, владыка Сергий Японский на протяжении всей своей жизни оставался приверженцем Московской Патриархии. 2 апреля 1931 года, ко дню Святой Пасхи, возведен Московской Патриархией в сан митрополита. Нарастающий милитаризм и национализм в Японии привел к усилению противо-Московских настроений среди некоторых кругов японской паствы и к притеснениям со стороны японского государства. 4 сентября 1940 года митрополит Сергий был вынужден уйти на покой, передав временное управление делами Церкви мирянину Арсению Ивасава, пользовавшемуся доверием военных кругов Японии. Митрополит был выселен из резиденции при Токийском соборе и поселился в маленькой квартире в пригороде Токио где продолжал совершать службы для горстки русских и японских верующих. В мае 1945 года его арестовали по подозрению в шпионаже в пользу СССР. Когда владыка был отпущен на свободу через 40 дней, его здоровье было окончательно подорвано. Вскоре, 10 августа 1945 года, он умер в своей однокомнатной квартире. Приснопамятный владыка покоится на кладбище Янака в Токио, рядом с могилой равноапостольного Николая Японского, своего великого предшественника и наставника.
ЕПИСКОП СЕРГИЙ НА ЮЖНОМ САХАЛИНЕ (из путевых заметок)* В августе 1909 г. Город Отару, на острове Хоккайдо. 1-е августа. Сегодня я отправляюсь на Карафуто: так называют японцы Сахалин. Цель моей поездки: разыскать тех русских, которые там - слышно - еще остались, и удовлетворить их духовные нужды; с другой стороны - посетить и успевших уже переселиться туда некоторых из православных японцев. Сопровождает меня священник из г.Саппоро о. Николай Сакураи. Утро прошло в сборе нужного для далекой поездки багажа. Постепенно приходят с прощальными благожеланиями христиане. Вот уже и 12 часов. Помолившись перед путешествием, мы большой уже компанией направляемся к пристани. Из попутных домов выходят христиане и присоединяются к нам. Наша компания растет и растет! Но вот уже и гавань... До 20 пароходов, и больших, и маленьких стоят в ней... Среди них где-нибудь и тот, на котором я должен через какой-нибудь час уехать на Сахалин. Куплены уже билеты... Паспортов при этом не спрашивали! Да их и нет в Японии. Однако, требуют или визитную карточку или словесный ответ на вопросы: имя и фамилия, возраст, народность, род занятий, постоянный японский адрес... Это же спрашивают и при остановках в гостиницах, когда почти сразу же является к тебе «бантоо» (приказчик)и от имени «ядочео» (хозяина гостиницы) просит дать ему, для доклада в «кейсацу» (в полицию) сии сведения... И если тебе «не имуть веры», то спросят еще и добавочно, где ночевал предшествующую ночь, и где будешь ночевать завтра... Толпятся христиане, спеша сказать какую-либо любезность, пожелание... Суетятся пассажиры... Томительные полчаса проходят, и нас перевозят на пароход. Для сего подали небольшой портовый пароходик и громадную баржу у него на буксире. Разделили овец от козлищ: пассажиров I и II кл. усадили на пароходик, пассажиров III класса погрузили на баржу... Краткий свисток... Последние прощальные благожелания... И мы поехали к своему пароходу. «Камикава-мару», так называется наш пароход. Он не из малых пароходов (1457 тонн), принадлежит богатейшему из японских пароходных обществ - обществу «Ниппон Юусен Кайся» (Японское Общество почтовых пароходов), имеющему прекрасные, большие пароходы и установившему рейсы и в Америку, и в Европу, и в Австралию, и по внутренним японским водам. Ровно в 2 часа дня по расписанию подняли якорь. Раздался густой бас парохода... Сирена то и дело взвизгивает, переливаясь эхом по береговым горам. Осторожно лавируя среди пароходов в гавани, мы выходим в открытое море и берем курс прямо на север. * * * Я иду по второму классу. Помещается он в корме парохода. Есть каюты. Но что за каюты! Теснота в них поразительная! В моей, например, каюте 6 мест, и пять из них заняты пассажирами. А в каюте нет и 9 кубических аршин воздуха! А сегодня еще к тому же и жарко... Придется ли хоть сколько-нибудь заснуть? Однако, среди кают, расположенных «покоем», есть и столовая. Здесь можно и чаю напиться, если он у тебя имеется... Здесь же можно и пописать свои впечатления. О. Николай Сакураи едет по третьему классу. Он расположен в носовой части парохода, теснота в нем еще большая! Каждый пассажир, правда, имеет спальное место, но на нем кроме досок — ничего: обыкновенные русские нары в два этажа! О. Николай не без удовольствия поэтому проводит время на полунейтральной почве в нашей столовой. А полученные «боем» (воу) от меня 50 коп. не только мирят его с присутствием в моем помещении о. Николая, но и побуждают предупредительно ухаживать за обоими нами. Мерно постукивает машина... Вспенивают винты морскую воду. Лазоревая, она перекатывается волнами позади парохода. Мы стремимся на север. Налево сливаются с горизонтом воды «Ниппон-кай» - Японского моря; направо синеют в дымке берега Хоккайдо. Первую остановку будем иметь завтра на Сахалине. Пассажиры поснимали свои «рейфуку» - парадные кимоно и хаори. Уже в упрощенном костюме, в соломенных «зоори» (сандалии) выползают они на палубу. Вот одни из них играют в кольца, бросая их на один из 9 клиньев, стоящих перпендикулярно к квадратной доске. В другом месте на полу мелом нарисованы клетки с написанными в них цифрами: пассажиры и пароходная прислуга гоняют особой палкой плоские круги... Но или рука игроков непривычна, или глаз не умеет определять расстояния, или просто нет охоты играть… но редко-редко кольцо повиснет на клин, или круг попадет на намеченную клетку... Клонится к вечеру день.,. Исчезают один за другим пассажиры... Но какова же была моя радость, когда пришел ко мне из III класса земляк Сергий Григорьевич Ел-в. Сын одного из петербургских домовладельцев, молодой человек учился в Берлине, где и изучил японский язык теоретически. Теперь же он - с прошлой осени студент университета в Токио, владеющий японским языком настолько, что на нем уже сдавал экзамены и писал сочинения. Путешествуя с чисто образовательной целью, он со своим спутником-французом едет по III классу. А это на японских железных дорогах и пароходах равняется подвигу. Льются без конца разговоры наши с земляком. Но всему приятному бывает конец. Да и чай формозский уже выпит. Стемнело... После дневной жары так начала пронизывать вечерняя прохлада! Волей-неволей пришлось поспешить в свою каюту, где сон не заставил себя долго ждать! * * * 2-е августа. С утра небо облачное. Дует прохладный ветер. Холодно на палубе... Но не особенно тепло и на душе!.. Ведь по этому проливу, быть может, по этому самому месту избитый, израненный, без запаса топлива уходил от неприятеля наш герой «Новик»... Не судил ему Бог добраться до материка, но все же он достиг родного еще тогда берега... Погиб, герой! Слава и честь ему и его героям... И все же... наша гордость, если за грехи наши Бог ему судил возвратиться в Россию, почему не покоится безмятежным сном в пучине морской? И вот: открытки с поднимаемым и поднятым «Новиком» и сейчас продаются в Оотомару (рис.1, 2); а из железа его изогнутый «ялик» и доселе висит для «позора» (для обозрения) в парке г.Отару, где действительно подвергается позору (в ялик забираются дети для пьянства и... т.д.)... Почему «Новик» стал теперь уже «Судзуя» и незабвенный защитник русского Порт-Артура ныне послан охранять японский «Редзюнко» (П.Артур)?! И неужели не воскреснет в русском флоте другой могучий богатырь «Новик» в память потомству о герое?.. Обо всем этом горько сокрушалось сердце!.. Ждет оно лучшего будущего... Но кто уразумеет пути Господни?..
* * * Налево невысокой полосой тянется берег Сахалина, японского Карафуто. Как забилось бы сердце прежде при виде этого клочка родины, родной земли? Но теперь в душе лишь горькое сознание: было наше, да теперь не наше?.. Краска стыда на лице, боль в сердце! Около 10 ч. утра «Камикава-мару» бросил якорь по крайней мере в версте от берега: мы прибыли в г. Оотомари (быв. Корсаковский пост). Уже поджидали нас здесь баржи и пароходик. Опять раз делили пассажиров на «чистых» и «нечистых». Я с пассажирами I и II класса поехал пароходиком налево, в собственно Оотомари, а пассажиров III кл. повезли направо, в так называемый Сакан-маци (часть Оотомари). * * * Не знаю, чем был Корсаковский пост при нашем русском владении южной частью Сахалина. Теперь же здесь вырос настоящий японский городок «Оотомари»! Новые дома,широкие улицы, масса магазинов, школа, казармы, буддийские кумирни. Говорят, в городе уже сейчас есть до 700 «домов» (т.е. квартир). Весь берег уставлен лодками рыбопромышленников. Погружают в пароходы лес, привозимый из тайги. От Оотомари начинается Дековильская железная дорога и тянется к северу до г. Тоехара (быв. Владимировки). Выйдя на берег, я достоверно знал только одно: в д.Третьей Пади есть русский Никита Иванов, к которому мне теперь и нужно было прежде всего добраться. Правда, можно туда поехать и поездом; но ведь он идет лишь через 2 часа, и этим поездом я уже намерен ехать дальше, до г. Тоехара. Необходимо было взять экипаж и лошадь. Подскочил какой-то японец с услугами... «Нам нужен экипаж до Третьей Пади»,- спрашиваю я. «Есть», - отвечает японец и забирает наш багаж... Идем... Порожние экипажи встречаются и проезжают мимо... Я не понимаю, почему же их не нанимают... Начинаю беспокоиться... Но о. Николай уверяет меня, что у сего японца и собраны все бася! Минут 15 шли. И что же оказалось? Японец притащил нас в свою гостиницу для отдыха!.. А это - в лучшем случае чашка японского чаю, 20 коп. «чаевых», да потерянный час времени; а в худшем - опоздание на поезд и ломка всего маршрута путешествия!.. Разумеется, экипажа при гостинице не оказалось! Я возмущен был таким обманным обращением с пассажирами до глубины души; сконфужен был и о. Николай. А наш спутник взялся сейчас же достать экипаж и побежал обратно за теми экипажами, которые уже встречались. С кучером мы сторговались сами; а спутнику-японцу пришлось уплатить 50 копеек за «далекий» путь и хлопоты... Не отметил бы сей бесцеремонности приказчиков гостиницы, если бы она была случайною. Но вот, в конце июля минувшего года я прибыл поездом в порт Удзина. «Есть пароход до Такахама? Когда уходит?» - «Есть, сейчас уходит»... Берутся приказчиком наши вещи... Мы спешим за ними... И вдруг наши вещи вносятся в гостиницу, и нам приказчик «с сожалением» заявляет, что пароход пойдет лишь в 6 ч.в., и нам «здесь» - удобно подождать остающиеся 4 часа... Разумеется, раз нет парохода, - обождать где-нибудь нужно. Но так пассажиру и нужно сказать: «нет парохода, у меня обождите»... А тут обман и обман!.. Это неприятное явление очень нужно помнить всем путешествующим по Японии. Иначе их притащат в гостиницу, и они будут кушать «гохоп» (рис), пить японский чай со сластями... Счет будет расти и расти!.. А в то же самое время и пароходы могут уйти, и экипажи разъехаться! Уселись мы на телегу. Телега рессорная, сиденье удобное лошадка прекрасная. Мы поехали в д. Третья Падь. Грунтовая дорога от Оотомари до Тоехара тянется почти всюду вдоль железной дороги. Лишь до Третьей Пади она идет через тайгу и горы, с большими подъемами и с большими же спусками. По сторонам дороги еловые леса, много пихты, много берез, есть даже и рябины! Словом, даже деревья-то напоминают Россию, а не Японию!.. Около лошади масса слепней, «крючков», мух... Ну, чем не русская деревня! Уж побольше полдороги проехали мы, а и всего-то не больше 6-8 верст! Встречается нами двуколая русская телега, русской дугой, со старичком-русским в кучерах. На телеге сидят еще кавказец и кореец. - Здравствуйте, батюшка, - здоровается старичок, снимая шапку... Лицо его расплывается в широкую улыбку. - Здравствуйте, дедушка! Не ты ли - Никита Иваныч? - Так точно, батюшка! Я самый и есть! Да откуда вы меня знаете? - Семен Савельич мне про тебя в Японии сказал, - говорю я. При имени Семена Савельича даже кореец оживился и пробормотал: «Семен Савельич»: так хорошо здесь помнят этого благочестивого старца, ныне разносящего по Токио хлеб! Поговорили мы с Никитой Иванычем. Православным оказался и кавказец Чемия. Условились, что я в Третью Падь приеду на обратном пути из Тоехара завтра утром; а они сегодня и завтра поговеют перед исповедью и св. причастием. Сегодня же лишь отдохнем в доме Никиты Иваныча, где сейчас осталась его «база». Потряслись мы далее... Вот уже и д. Третья Падь! Обыкновенные русские бревенчатые дома, при них дворы, хлева. Но во всех домах живут уже японцы. Лишь под окном одного стоит русская женщина - это и будет дом Никиты Иваныча решили мы. Домик довольно старый, покосившийся, внутри теснота, не особенно-то и чисто. Но образов, правда, дешевеньких, много. Есть портреты Российского Царствующего Дома. В связи с домиком дворик для коровки, - ходят по нему телята, курицы. В конюшне стоит лошадка. Невдалеке русская курная баня... Словом, не особенно богатое, но полное хозяйство у старика! Устинья Елисеева оказалась бабой говорливой. Много жаловалась на японцев, которые-де в войну перерезали у нее всех коров и куриц... Говорила и о притеснениях, чинимых им теперь: пашню-де отобрали под железную дорогу; а когда старик в обмен попросил себе земли, - ему-де предложили ее в тайге. «Было время, - корчевали; теперь годы ушли, и не в мои 70 лет корчевать тайгу», - будто бы только и мог ответить Николай Иваныч. «Один разор (разорение), батюшка», — жалуется Устинья... Однако приближалось время прихода поезда, и мы пошли на «станцию». * * * «Станция»... Громкое название... Но напрасно вы думали бы, что здания ее в самом деле похожи на станцию!.. Вот какой-то сарайчик, скорее - будка: здесь склад предполагаемых товаров. Сейчас - двери открыты, пустой... В маленьком станционном здании даже и пола-то настоящего нет! И обитателей нет. Грязь невозможная: даже вещей негде поставить! - Прибежал откуда-то японец, и от него мы узнали, что поезд идет в свое время, и что билеты продаются в поезде... Расположились ждать. Подбежали ребятишки, довольно грязные, руки в бородавках: они приехали сюда с родителями с о-ва Сикотан (из группы Курильских). Младший из них - видимо посмелее - после некоторой нерешительности: «этта - рука»? - Рука, отвечаю... «Этта - море»? - Море... И т. д. с неизменным в начале «этта» (это). Но запас слов известных - видимо - истощился... Тогда мальчики, указывая предмет и говоря: «этта»? - спрашивали его название... Этот неожиданный урок русского языка продолжался у нас до самого прихода поезда. Оказалось, что в начальной японской школе на Сахалине японцев уже обучают русскому языку. - А обучают ли русских мальчиков на русском Сахалине японскому языку?.. Или... «на что нам японский язык»? Или - «обойдемся и без него»?.. А тогда нечего и удивляться, что о нас все знают, а мы о других ничего не знаем!.. * * * Железная дорога проходит равниной. Направо и налево видны громадные леса, выжженная трава, отчасти засеянные полосы. Дома в деревнях исключительно русской постройки: новых японских домов не видно совсем... Вот на пожарной лестнице (хиноми) виден русский колокол: непременно или от часовни, или от русской церкви!.. Сейчас этот колокол извещает о пожарах... Что ж?... Все же лучше, чем звонить на молитву в тера (буддийской кумирне)!... На ст. Мицулевка тонкий голосок кричит: «пан-пан» (хлеб -хлеб). Оказывается, - продает его полячек Миша... Жарко. Местами пыльно. Даже в вагонах масса слепней! Выехав в 2 ч.20 м., мы в 5 ч. дня были уже в Тоехара.
В ТОЕХАРА
Тоехара - административный центр японского «Карафуто», местопребывание японского губернатора. Во время русского владения здесь был русский поселок «Владимировка». Дома русской постройки сохранились еще и теперь. Покосившаяся на юго-восточный угол, с неснятым еще крестом, стоит и большая церковь. Всюду полуразвалившиеся заборы, заброшенные дворы. К «Владимировке» с южной части примыкает правильно распланированный новый японский город Тоехара. Широкие улицы; конечно, - всюду новые дома; красиво отстроенные присутственные места (управление островом, дом губернатора, почта); на всех углах улиц - колодцы, с тесовыми шатрами над ними; несколько в стороне — дымящиеся трубы завода; казармы местного гарнизона... Масса магазинов... Словом настоящий город! Правда, пока есть лишь 300 домов; правда, не все улицы мощеные; конечно, — масса еще пустырей... Но, видимо, администрация верит в возможное развитие города, ибо распланированные улицы тянутся далеко к югу... (см. рис. 4). Еще во время остановки на какой-то станции просунулось в окно вагона знакомое лицо... «Да ведь это услужливый человек из гостиницы в Оотомари»!.. Сейчас справляется о моем благополучии. А от о. Николая узнаю, что отделение их гостиницы есть и в Тоехара, и что «они уже сговорились» по 1 1/2 руб. в сутки за человека... Какова настойчивость! Не пожалел денег за проезд, лишь бы уловить меня в свою гостиницу! По прибытии на вокзал он, конечно, опять завладел нашим багажом и провел нас в небольшую, спокойную гостиницу. Посетителей в ней не было. И нам в 2-х комнатах второго этажа удобно было не только отдыхать, но и молиться с христианами. Впрочем, отдыхать положительно было некогда! Завтра в 4 ч. дня снимается с якоря наш пароход, и до этого времени мы с о. Николаем должны по возможности окончить здесь все свое дело. Поэтому, заказав к возвращению обед, мы и пошли прежде всего отыскивать христиан. Нашли Иоанна и Зою Накао, - муж служит в конторе лесопильного завода; нашли Тита Миура - служит в аптеке; Кирилла Огасавара, - служит переводчиком русского языка в «Карафуточео», в управлении островом. Всех их вечером пригласили к себе в гостиницу для молитвы. А затем пошли искать русских. Ипполит Федоровский, Иосиф Чибашвили, - вот русский и «почти русский», оставшиеся в Тоехара! И еще есть «русские», но тоже - с прибавкой «почти», ибо они мусульмане и католики. Случайно здесь же были Алексей Богданов из Муравьевс кого... «Эх! Баба дома осталась! Вот жалеть-то будет!» - «Так позови ее скорее!..» «Батюшка! Да до Муравьевского от Корсакова верст 60 будет! Пароходы не ходят, берегом дороги нет. Разве лодкой попадешь!» - Пришлось и мне весьма пожалеть, что 60 верст, и обратно, без дороги, я в этот раз никак не могу сделать: приехал так сказать «для разведок» лишь - и времени в распоряжении мало! Все русские с великой радостью встретили меня и с «восторгом» приняли приглашение сегодня вместе помолиться, исповедоваться и приготовиться к принятию св. тайн. Зашли к большой церкви... (рис. 5). Совершалась прежде в ней служба Божья... А потом, говорят, в ней поместилось то, что и называть-то омерзительно... На смену сей мерзости, в церковь поместили частного жильца... Подхожу к бывшей церкви, из нее женщина-японка выносит ушат с помоями... Больно - больно сжалось русское сердце... Неужели, в самом деле, нельзя было сохранить церковь, хотя бы и запечатанной, но все же церковью? Неужели нельзя было не допустить, чтобы место святых вздохов молитвенно-настроенной души не было обращено, хотя бы и временно, вместо пьяного, мерзкого разгула?... Пред церковью налево какой-то досчатый шатер-сарайчик... Говорят, здесь свалено церковное имущество... Если «свалено», то - разумеется - теперь немного от него осталось!.. Но... наверху бывшей церкви и доселе еще стоит крест... Не уверяет ли он душу твою, что наступит время, когда изгонится из-под него мерзость запустения, и снова под сводами дома Божия немного оставшиеся русские вознесут хвалы и прошения Господу?.. Ей, буди-буди, Господи! * * * Вечером собрались в нашем помещении, в гостинице, и японские христиане, и русские - православные. Я с русскими в одной комнате, о. Николай с японцами – в другой. С чего начну?.. Слезы на глазах русских, шесть лет не видавших священника, подсказывали мне, что прежде всего нужно утешить наболевшую русскую душу... И я начал «Канон молебный к Пресвятой Богородице». Пришлось самому и петь и читать... И горячо молилась душа за тех, вздохи коих как бы рассекали воздушные пространства, достигая святого подножия престола Божьего!.. Окончив молебен, я прочитал молитвы пред исповедью, а потом принял и исповедь сих трех русских, из коих были двое... по 18 лет не бывшие на исповеди!.. А потом - молитвы приготовительные после исповеди, - каноны и акафисты и молитвы ко св. причащению... Как мирно, как свято прошло время до полуночи!.. Общею молитвой русских и японских христиан, общим моим наставлением, правда, японцам - по-японски, и закончил я свой день, в который мое русское сердце приняло много скорбей; но мое пастырское сердце получило не малые утешения! * * * Не могу не отметить двух впечатлений дня. Проходим мы по улице, мимо казарм местного гарнизона. В какой-то лавчонке, полулежа, расположился солдатик... И только что мы миновали его, как вдогонку раздается: роске, роске!.. (так японцы презрительно обзывают русских, на подобие русского «япошка», коверкая по-своему непонятное им слово «русский»). Мы с о. Николаем продолжали путь, не обращая внимания на безобразника... Тогда крики: «роске, роске, роске» - раздавались все сильнее и сильнее... Разумеется, и собака - полает, полает и перестанет... Перестал и сей безобразник... Но ведь это был не уличный мальчишка, а представитель армии, столь прославленной своей дисциплиной!.. Вскоре нас обогнал другой солдат, и зайдя в «сакая» (винная лавка) покупал «саке» (рисовая водка). Итак, - на окраине можно и в «сакая» заходить, можно и безобразничать?.. Четырнадцать месяцев не слыша в Японии ни от кого слова бранного, - услышать брань, да еще от солдата — тяжело!.. А вот и другое впечатление... Захожу в аптеку к христианину Миура... Сюда же входит вскоре и С. Г. Ел-в... - «Да вы каким образом узнали, где я?» - «А я спросил городового, который мне и сказал, что сейчас вы ходили туда-то, а теперь находитесь здесь»... — Карточки визитной в Тоехара я еще никому не давал... А кто приехал, — городовой уже знает!.. Восхищаюсь его «все-видением» и особых комментариев не делаю, они понятны без слов.
В ТРЕТЬЕЙ ПАДИ. 3-е августа. Сегодня утром, рано встав, и за обедницей приобщив Св. Тайн, земляков, я в 7 час. утра садился уже в поезд, направляясь в Третью Падь. Проезжаем мимо деревни Елани: мелькает еще русская вывеска, с русским гербом... За ст. Хомутовкой - заросшее высокой травой русское кладбище, с крестами, стоящими прямо, покривившимися, повалившимися... Вдоль линии железной дороги проходит дорога грунтовая... Едет верхом кавказец... Увидя меня в окно, снимает шапку... На телеге развалились татарин и русский... Опять издали снимают шапку... Да! Как все же русское сердце сживается с батюшкой!.. И побранит оно попа, и песенку про него споет, и в присловья его вставит... А встретится с попом, - и благословение берет, и руку целует, и - слезы на глазах!.. Эх, неизведанная еще ты, но добрая-предобрая душа русская!.. Но вот мы и в Третьей Пади! Когда батюшку поджидают, чего можно ожидать в русской избе? Конечно, все прибрано и подметено. В переднем углу стол, покрытый скатертью, с блюдом воды для водосвятия... Зажжены лампадки... Лежат свечи... А Устинья? Да разумеется, засучив рукава, печет пироги и сажает булки в печь... Но чувствовалось, что рановато мы приехали... И, вероятно, Устинья сильно обрадовалась, когда я, давая ей время управиться с печкой, предложил той порой съездить на кладбище, где не отпетыми погребены «Петра», а раньше его - Иван и Трофим... Быстро запрягли в русскую двуколую телегу лошадку... Положили куль сена. И какой приятной показалась русская трясучка-телега, после рессорных японских «бася»... По косогору, постоянно переваливаясь слева направо, справа налево, ползла наша телега, и, наконец, она остановилась перед молодняком лиственницы и березки... «Приехали», — говорит Никита Иванович... Но… где же кладбище?.. Перед нами стоит один крест с русскою и японскою надписями: «здесь, батюшка, Петра будет»... Но других могилок не видно! Иван и Трофим где-ниб. здесь», - утешает себя Никита, разыскивая могилки среди молодняка... Но поиски не увенчались успехом!.. «Батюшка! Да много их здесь нахоронено! Помяни их всех!»... И вот я, среди леса, при жужжании слепней, изъедаемый комарами, пел надгробные песни над костями тех, кои нашли себе покой за старые грехи свои вдали от родины... Призри, Господи, на их тяжкие работы, на их душевные муки! Упокой души их вместе с праведными! Вечный покой дай им!.. С обнаженными головами стояли у могилы сотоварища по горю Никита и кавказец... «Спасибо, дорогой батюшка»,— как ласково прозвучала их душа, отдохнувшая в молитве по сотоварищам!.. Недалеко от могилки Петра - разбросанные головни дров... «А это - что?» - «А это они - значит - жгут своих покойников, батюшка»... - «Так, прямо на костре и жгут?» - «Так, батюшка, на костре и жгут!.. А смороду-то! И на версту близко не подойти!»... Как грубо жгут они своих покойников здесь, на Сахалине! И как благоустроены их «касооба» (крематории) в таких, например, городах, как Отару, Кобе!... (Называю только эти крематории, ибо только их я осматривал). * * * Возвращаемся... Впереди скачет на своей лошади кавказец, и из-под густых, нависших бровей весьма-таки свирепо поглядывает по сторонам… Молодецкая посадка на лошади, ловкая езда, но... взгляд!.. Впрочем, был бы, вероятно, лихим казаком горцем, если бы не попал сюда. О. Николай по-русски ничего не понимает, и это обстоятельство совершенно развязало язык Никиты... «Эх, батюшка! И побранились же мы после войны! Ведь... кому нас отдали? Хоть бы людям отдали, а то - сущим дикарям!»... - Я пробую возражать, но мой Никита непреклонен: «Ты сам, батюшка, рассуди: никакого образованного понятия не имеют! Мы, к примеру, ежели рыбу ловим, - одно берем, другое отбрасываем. Они - нет: начисто берут! Все - значит - скушают!.. Да что ты говоришь, батюшка! Это, - у меня собака пропала... Где бы ей, родимой, деваться?.. Они сожрали!.. Все, батюшка, кушают! Простите за выражение: и крысу кушают, и змею кушают... Сущие дикари.»... Разошлась душа Никиты, вспоминая «всеядение» японцев... - Что мне было говорить? Опровергать его слова? Но мне самому, на Кюу-сюу, один японец, показывал шкурку-чучело змеи... «А мясо жена съела», - заявил он в простоте... «Как, съела?» - изумился я... «Да была больна и съела, как лекарство.»... «А пашут ли они землю? Сеют ли что-нибудь?» - «Как ни сеют, батюшка! Сеют! Редьку свою сеют», - и Никита засмеялся довольно злым смехом... «Только им до нас далеко! Вот, скажем — мы: ярицу сеяли и сеем, и хорошо родится. А они - редьку! А и здесь: у нашей бабы уже огурцы, а у них - одна мякина... Вот на море так они молодцы!»... Однако, я разочаровал, кажется, несколько Никиту, сообщив ему, что в Японии и на полях они молодцы, и делают чудеса... - За разговорами незаметно мы возвратились и в деревню... Пироги и булки уже спеклись... Устинья поэтому встретила нас торжествующим взглядом. Я начал молитву... отслужил молебен Спасителю, Божьей Матери, Св. Николаю и всем Святым... Совершили чин водоосвящения... Исповедал Никиту, Устинью и кавказца Чемию и, возможно, полнее, приготовив их ко св. причащению (а они - со вчера постились) - приобщил… В тесной, жаркой комнате часа три продолжались молитвы... Утомился я... Подали опять чай из розовых цветов: прекрасный чай! Подали огурцы свежие (- из Японии), разные русские пироги... И закусив немного, мы опять взгромоздились на куль сена, и провожаемые благодарностью Устиньи, под конвоем кавказца Чемия, переехали версты за 2, во Вторую Падь; здесь дом Иакова Маркизовича Чемия, при нем Стефанида Мартынова с девочкой Марией. Здесь же оказались Николай Зеленов и цыган Николай Копаненко. Конечно, и здесь опять - молебны, исповедь, молитвы, св. приобщение... Стефанида, не вставая с колен, все время плакала, рыдала... Пусть они были и есть - грешники!.. Но Христос для грешников, для их спасения и пришел с небес! И Он видит сердце людское, Его горячо любящее; и облобызает это сердце... И Он прострет к сим страдальцам Свои Пречистые, изъявленные, наболевшие руки и привлечет их, за веру и любовь их, к Себе в обители, убелив багряное, как снег... Господи, спаси сих малых!.. * * * Время летело, а не шло среди молитвы... И когда я окончил все, было уже так поздно, что нужно было поспешать: иначе уйдет наш пароход. К Никитиной лошади припряг Чемия свою... С Никитой мы простились... На телегу уселся Чемия, на облучок - цыган... «когда я у генерала (- японца) служил в кучерах, как пущу - бывало - пару вовсю, так и кричит! А на тройку и не усадить было!.. А на свою тележку усядется, ноги подберет, на спинку откинется и... доволен», - разглагольствует цыган... А сам, действительно, пускает пару «вовсю». Подпрыгивает моя телега, подпрыгиваем мы с о.Николаем на куле сена, невольно ухватившись за веревки... А пара несется! И лишь боязнь опоздать на пароход, да нежелание уподобиться в глазах цыгана японскому генералу удерживали меня от того, чтобы попросить: «Потише! Поосторожней!» ...И мы не опоздали: приехали вовремя... «До Владимировки летом два часа еду», — торжествующе заявил цыган. Мы сели на пароход «Камикава-мару», который вскоре и снялся с якоря... Усталость необыкновенная... Жажда страшная... Напившись чаю, я улегся на «часок-другой» отдохнуть. Но каково же было мое удивление, когда вдруг слышу пароходный свисток и вижу свет в каюте: оказывается, я проспал всю ночь, не просыпаясь; было уже 5 ч. у., и мы подъезжали к г.Маука, на западном берегу японского Карафуто... В г. МАУКА 4-е августа. Погода стоит прекрасная. Пароход наш близко к берегу не подошел: бухты настоящей нет; а в небольшой заливчик небезопасно входить и маленьким пароходикам. Часов в 6 утра мы уже были на берегу и направлялись вслед за «банто» (приказчиком) в гостиницу. Итак, мы уже в Маука! Маука - совершенно новый, японский город. У нас, русских, здесь был небольшой рыбачий поселок, кажется - рыбные промыслы г. Семенова. А теперь здесь город из 800 домов; поэтому он растянулся далеко по берегу. Главное занятие населения - рыбный промысел. До г. Маука установлены правильные рейсы пароходов «Нипгюн Юусень Кайся» (японское общество почтовых пароходов) и «Оосака Сеосен Кайся» (Оосакское общество коммерческих пароходов). Ходят па роходы и большие, до 1500 тонн; но придерживаясь больше берега, ползают и маленькие, в 100-300 тонн, частных лиц. Есть и пассажиры. Но прежде всего удивляет количество грузов! И они-то, эти неисчерпаемые нами, русскими, богатства, дают возможность видеть, хотя бы в Маука, ежедневно, до 5 пароходов! Везут рыбу, везут «комбу» (морскую капусту), везут «касу» (рыбное удобрение), «Абура» (неочищенный рыбий жир) и даже лосось! Мы поместились в гостинице. Узнав адрес японцев-христиан, уже успевших переселиться и сюда, направились к ним. Семья Хебииси (Иоанн, Оотиния, Петр) с радостью встретила нас. В семье Ямамото (Иосиф, Марина, Дарья) дедушка-плотник отсутствовал: ушел на заработки в Томариоро. От Хебииси узнали, что в Маука есть и еще христиане: Такеуци Петр, к сожалению, бывший в отлучке, и переселившаяся с Курильских островов семья рыбака Такеда Ефрема... - В домах Хебииси и Ямамото мы совершили краткие молебны, вечером назначив исповедь и крещение младенца. А к Такеда Ефрему решили идти. Живет он верстах в 6 от г. Маука, в д. Томама-най, на берегу моря, от Маука к югу. Дороги настоящей до д.Томаманай нет, как нет и настоящей деревни! Мы все время шли морским берегом, переходя от одного рыбачьего жилища к другому. Направо - лазурь моря, гладкого «что масло» (по-японски, вместо «что стекло», «что зеркало» у нас). Дымит только что отправившийся в обратный путь наш пароход «Камикава-мару». Кое-где видны рыбачьи лодки: достают японцы морскую капусту. На берегу ямы с котлами и подобиями печек под ними: здесь вываривают рыбий жир. Теперь его не варили. Но запах оставался еще сильный и очень тяжелый! Кое-где, на берегу, по камешкам разложена и сушится морская капуста — «комбу»... (см.рис. 7). Налево невысокие береговые горы острова, покрытые выжженным погибающим лесом... Изредка пробивается ручеек, мы его переходим по перекладинам. Вот идет густо обросший волосами айну: совсем русский мужичок, с хорошей бородой, но непричесанной головой... Взгляд суровый... За ним - женщина айну с курчавыми черными волосами, но японского типа, и едва ли настоящая айну... (см. рис. 8). По пути зашли мы прежде всего на русское кладбище...! На берегу, на вершине пригорка залегли земляки!.. Вот могила с большим синим крестом, обнесена оградкой... Вот еще крест... В надписи кто-то прощается с милой Лизой... Могилки без крестов... А вот опрокинутый, и не временем, а людьми, прекрасно сохранившийся гранитный памятник... Около кладбища никакой ограды нет. Я совершил литию по всем, здесь погребенным землякам... Однако, добрались мы и до дома Ефрема Такеда!.. Его дочь еще издали увидела нас и, прибежав навстречу, довела до дома отца... Впрочем, дома, собственно говоря, нет: устроен наскоро большой шатер, по бокам обколоченный тесом, а наверху покрытый тростником. Конечно, нет никакого потолка; вместо него - нары из жердочек. Но пол какой-то есть; а когда его прикрыли соломенными; циновками, - он выглядел весьма прилично... В углу, под закопченными жердочками, под закоптелым тростником крыши висит св. икона. А когда пред нею, во время молитвы, загорелись свечи, - каким миром повеяло в этом, почти нищем, жилье! Я не без труда, конечно, согнувшись, стоял под жердочками, стараясь не зацепить головой всюду развешанных над дымом курящегося костра лососей. Совершив обычный краткий молебен, я семье Такеда сделал наставление, как должно жить, будучи христианином. О.Николай приступил к исповеди его и всей его семьи, а я той порой пошел на близлежащее кладбище. Оно небольшое, семейное (г. Семенова), обнесено забором; хорошо сохраняются кресты и памятники. Совершил я и здесь литию. Рядом с этим кладбищем - кладбище айну. Над могилой, где у нас ставят крест, они вкапывают простой обрубок дерева, но непременно с обрезком торчащего кверху сука. И этот сук, и самый обрубок дерева выше этого сука украшены, правда, не особенно изящной резьбой (см. рис. 9). Вблизи этого кладбища началось уже и японское кладбище. К концу исповеди возвратившись в жилье Такеда, я вместе с ним молился во время св. причастия. И после разных бесед с ним все мы поспешили обратно в Маука: начинало уже вечереть. Вечером была совершена исповедь христиан г. Маука и крещение младенца... 5-е августа. Около 10 час. утра мы сели на пароход «Дай-ре-мару» (1335 тонн), принадлежащий обществу «Оосака Сеосен Кайся» (см. рис. 10). Это - прекрасный пароход, с 24 местами в каютах II класса, с обширной столовой, с электрическим освещением, в дополнение - и с недурным столом. Он, несомненно, дает путешественнику все удобства, какие только можно желать в море; да и цены за проезд куда дешевле цен «Ниппон Юусен Кайся»! Пароход-ледокол поддерживает постоянное сообщение с Карафуто даже в глухую зиму. Он обслуживает ныне две линии: западную - Отару, Оотомари, Маука, Наяси и обратно; и восточную - Отару, Оотомари, восточный берег и обратно. Рейсы совершаются попеременно. Если прибавить сюда еще два парохода «Ниппон Юусен-Кайся» до Маука и обратно, да рейсы пароходов других обществ и предпринимателей до Наяси и обратно, - можно себе представить то лихорадочное оживление, какое наблюдается около южного Сахалина в сезон рыбной ловли! Погода опять роскошная. Идем вдоль берега, но на почтенном расстоянии. По берегу нет, кажется, версты, где бы не было или рыбачьих домов, или промыслов, или целых селений. В наиболее оживленных пунктах имеют остановки даже большие пароходы. Так, от Маука до Наяси мы заходили и грузились или разгружались (- рис, рогожи, веревки, японские «татами», «сеодзи» и т. п.) в Нодасон, Одеккоро, Тома-риоро, Кусуннай, Мосбисиной и Наяси. А грузили всегда одно и то же: «касу» (удобрение из остатков вываренной рыбы), «комбу» (морская капуста) и лес. В Томариоро выходил я на берег. Это пока не очень большое селение. Однако, его будущее несомненно, в 8 верстах отсюда найден каменный уголь и уже прокладывают к нему «дековильку». В ожидании «жизни» строят всюду новые дома. В числе плотников оказался и Иосиф Ямамото из Маука. Ради него мы выходили на берег. А потом, пригласив его в гостиницу, за него и с ним помолились, его довольно питали наставлениями. А в заключении все вместе пообедали... Уже под вечер мы возвратились на пароход, доставив старичку Иосифу своим посещением большое утешение. * * * 6-е августа. Продолжаем ехать, направляясь прямо на север. Опять прекрасная погода... Пассажиров II класса немного и - конечно - все мы перезнакомились. Говорили о многом. Но не все разговоры приятно вспоминать. Так, однажды краска стыда за Русь Святую покрыла мне лицо... Я слышал, чтов д. Кусуннай есть «русские», но православные ли они, --неизвестно... Пароход будет стоять в Кусуннае мало. Выйти на берег «на авось», - можешь остаться и без парохода (ибо селение далеко от берега) и без русских (если они или католики, или мусульмане). Как быть?.. А с нами как раз ехал какой-то чиновник-японец из д.Кусунная... Я его и попросил передать русским, что я такого-то числа буду проезжать обратно, почему - если среди них есть православные - они выехали бы к пароходу: тогда можно было бы высадиться на берег. А чтобы он не «спутал», я то же самое написал на визитной карточке... Но как же стыдно мне стало, когда сей самый японец-чиновник заявил, что ни один из семи русских, проживающих в Кусуннае, моей карточки прочитать не может, ибо все они неграмотны... Для выразительности японец закрыл глаза ладонями и сравнил русских в Кусуннае со слепыми... Японцы, сами почти все без исключения грамотные и хорошо грамотные, с удивлением видят неграмотность русских... Что чувствует русское сердце при виде этих, столь оскорбительных жестов?!! Горько, больно, досадно... И все же мало сказано для того, чтобы назвать своим именем твое чувство... Эх, взойди скорее над Русью солнце просвещения! Скорее, шире, глубже озари ты своим светом Родину милую. И тогда... тогда: православно и твердо верующая, царю своему великому беззаветно преданная, и вместе с ним - хорошо просвещенная Русь - каким она могучим великаном, каким поразительным колоссом станет среди народов света! Скорее, скорей приди это золотое время! * * * Как проходил у нас день на пароходе?.. - Часов в 6 утра все вставали (в Японии всегда и все встают в 5-6 часов утра). Пассажирам бой подает японский чай. Но «бою» уже вручено 50 коп. «на чай», и он с удовольствием во всякое время нам подает кипяток и чайные приборы. А чай я всегда имею свой. После ночлега в довольно жаркой каюте чай пьется с особенным аппетитом. В 8 час. утра подают асамеси — утренний завтрак. Как и в частных домах, к «асамеси» рыба не полагается; а о мясе и говорить, конечно, нечего: его японцы почти в обычном быту не употребляют. Утром подавали, например, следующее: нечто вроде русских кислых щей - «мисосиро» (но... всего 5-6 глотков, на дне маленькой чашечки); нечто вроде супа — «суимоно» (напр., с тофу, истертым горохом, приготовленным в виде густого киселя); нечто вроде яичницы (а иногда и она)... И, конечно, на крошечных блюдечках (меньше, чем наши для варенья) разное «о-коко»: тут и два пласточка соленой редьки (такван), тут и два ломтика нарачуке (в гуще от водки саке выдержанная дыня; маленькие, безсемянные еще арбузики, огурцы и даже редька); тут и насу в соли и горчице (баклажаны), и просоленные, засыпанные сахаром, сливы (мме)... Счетом - иногда очень много, но содержанием всегда мало... Но ведь все это, в сущности, дополнение! А фундамент - три чашки теплого, только что сваренного риса... Однако, и с ним даже тяжело на желудке не станет! После «асамеси», что делать до 12 час. дня? Газеты и журналы - одни и те же со дня отбытия парохода из Отару... Музыки нет. И вот, многие пассажиры, не теряя дорого времени, опять забирались в каюты, опять сладко засыпали! Другие поднимались на палубу и немного посмотрев в бинокль на окрестности, где-нибудь на плетеном кресле или на плетеной кушетке тоже начинали сладко дремать... К моему счастью, в моем чемодане оказались книжки, и они-то спасли меня от безделия и его верной подруги - скуки. Ровно в 12 часов дня приглашает бой к «хиромеси», к дневному завтраку. Это опять еще не обед, а лишь завтрак, но он полнее утреннего, и за ним подается рыба. Вот, напр., точное меню одного из таких завтраков: суп из травы, кажется - шнитки; рыба «бури» под соусом; рыба «сяке» (или «саке» - кета) под уксусом, с луком... Конечно, как и утром, разный десерт в виде «о-коко»... А фундамент и этого завтрака - три чашки теплого риса! После 12 часов все правоверные японцы, разумеется, ложились опять спать, вероятно для того, чтобы лучше варил желудок... А я опять поднимался на свою позицию, где у меня было уже и «мое кресло»... И опять: читал и учил; учил и читал... А иногда и пел... Так, пел я, и очень много, и сегодня... Ведь сегодня - Спасов день... Сегодня - двунадесятый праздник... А я без служб, среди моря... Где-то далеко-далеко поют крестьянские голоса: Преобразился еси на горе, Христе Боже»... Вот, как бы я слышу: старческий голос стройно запевает: «На горе преобразился еси, и яко же вмещаху, ученицы Твои, Христе Боже, видеша»... То - на моей родине справляется * * * Часа в 3 выползает из своего помещения о. Николай. «О-ча доо-дес ка?» - «На счет чаю как?» - спрашивает о. Николай... Опять раздается: «бой-сан! О-юу хитоцу» — «г. бой, кипятку!» Забегал бой, зазвенела посуда... Выползают из своих кают (а столовая - среди них) полусонные пассажиры... Уже знакомым стало: «о-ча хитоцу икага дес ка?» — «Аригато гозамас» (чаю чашку не угодно ли? - Благодарю вас): это мы с о. Николаем «утешаемся» чайком... А около нас угощаются пассажиры. В 5 час. вечера опять приглашает бой в столовую: подан «Бонмеси», вечерний завтрак, по составу своему скорее всего подходящий под наше понятие «обед». Дают перемен больше; почти все - рыбные; иногда подают если и не мясо, то во всяком случае что-то вроде него, чаще всего обрезки кожи какой-то птицы... Вот образец «бонмеси»: кислое «мисосиро», суп с рыбой «соя», рыба «бури» под соусом, рыба жареная (или чаще - печеная). Неизменное «о-коко». Рыбу подают «по сезону»: то вас закармливают всяческой рыбой «сяке» (кета); то царицей стола является «каре» (камбала); то вас всюду преследуют «иваси» (сардинки) и т. д.; верный определитель, какая рыба сейчас ловится... И вообще - рыба здесь вовсе не монашеское, и не постное блюдо. А также, и даже более в употреблении, как в России яйца, масло, молоко, мясо. Рыбу варят, рыбу пекут, посыпав солью и положив на особые проволочные решеточки; или - просто лишь продев на деревянные иглы - палочки; рыбу жарят, - подражание «западу»; рыбу маринуют; наконец, нарезав пласточками, рыбу подают сырую (так, наз., «сасими», но, непременно, с соей, тертым хреном или тертой редькой... «Сасими», безусловно, вкусная пища; лучшая «сасими» - из рыб «кацуо», «магуро» и «тай»,.. «Оцури» - повторение блюда - разрешается лишь для «мисосиро». ...Разумеется, самое меньшее — по три чашки едят риса... При этом в последнюю чашку просят влить или чаю или кипятку (и это блюдо называется или ««чадзуке», или «юудзуке» и уверяют, что... вкусно... Впрочем, если в виде блюда подано «тороро» (тертая горная картофель, дающая тягучую, слизкую массу), то рису едят и по 5, и по 6 и даже по 10 чашек! Налив сверху немного «торо», чашечку риса опускают в горло буквально в 2-3 секунды: рис делается скользким и... сам спешит в горло... В «заключение» обеда в чашку, из которой вы ели рис, наливают «юу» (кипятку); японец пополощет в этом «юу» свои «хаси» (палочки для еды), ополоснет этим «юу» края чашечки... Словом: вымоет посуду и... сию водицу выпивает «непременно»!.. А затем - в руки «зубочистка», кои непременно подаются к обеду и, начинается поголовное «ковыряние» в зубах, удаление остатков обеда изо рта... Все, что подано на подносе, для еды подано... Однако, европейцу приходится быть очень осторожным, ибо подают не только воробьев, или мясо кита и акулы... Вот «подано на тарелочке несколько мелких рыбок и рачков: все залито какой-то черной, сладковатой массой... Однако, среди рыбок и рачков вижу и не рыбу, и не рака, а всего лишь небольшого водяного таракана, с лапками, роговыми крыльями... «О.Николай, что это такое?» ...Даже о. Николай, прищурившись, покачал головой: «муси?» (т.е. насекомое?), - спрашивает он у боя. «Нет, рак»... И о. Николай успокоился, и лишь отплюнутые крылышки сказали ему, что за рака он съел... Впрочем, «муси» (насекомые) сами по себе не претят вкусу японца... «Какая интересная муха», - говорю я, увидев муху с длинными крыльями и тонким, длинным брюшком... «Эта муха - очень вкусная», отвечают... Ушам не верил... «Едят ее?» - «Едят...». «Эх, прав Никита Третьей Пади», только и мог я сказать!.. * * * Но вот и солнышко уже зашло!.. Минут 15, не более, и становится уже темно. Зажигают электричество: но лишь до 10 часов вечера. А потом — лампы с довольно вонючим керосином... Часов 9 вечера: появляется о. Николай. Бегает бой. Выползают пассажиры... Наливается чай. Как все изо дня в день - одно и то же! О. Николай пьет чай уже который раз! Тем не менее, взяв его на язык, или пригубив, уже в 20-й раз чавкает губами, то ли - определяя все еще вкус чая, то ли - желая продлить вкусовое удовольствие... Начинаются между ним и пассажирами разговоры... Говорит что-нибудь пассажир... О. Николай, прищурив глаза (вероятно, чтобы не так было видно небольшое бельмо на одном глазе), постукивая трубкой о коробку с пеплом и углями, поддакивает пассажиру своим «наруходо»... «Наруходо»... «наруходо»... «наруходо»... только и слышишь в комнате... Но вот заговорил и мой о. Николай... Говорит всегда о буддизме и синтоизме... Говорит как-то отрывисто, отдельными фразами; скажет и задумается: как бы после думает: « а что я сказал»... Теперь уже пассажиры курят табак и отвечают ему своим: «соо-дес не!». И этом «соо-дес не», с не, всегда произносимым в верхних нотах, в тон вопросительного согласия, и это безучастно-загадочное «наруходо» продолжалось каждый вечер часа по два... Что они? Друг другу верят, или не верят, - старался я дать себе ответ, слушая разговоры, пересыпанные знаками согласия: «наруходо» и «соо-дес не»!.. И ответа сего я себе не дал... Не досиживал я до конца этих «наруходо» и «соо-дес не»... Часов в 10 вечера уходил я в свою каюту и укладывался спать... Все глуше и глуше доносятся до меня сии «сфинксы»... Вот я почти заснул... И лишь время от времени долетающий до меня взрыв японского тонкого трескучего смеха будит меня... Но вот, очнувшись, я вижу около себя лишь мрак... Слышу слабый стук поворачиваемого руля, да и глухие удары об воду лопастей винта... Но и тишина в столовой и каютах, и мрак кругом, и это равномерное постукивание винта, — все это лишь убаюкивает и... я снова засыпаю, теперь уже до утра, не беспокоемый надоевшими «наруходо» и «соо-дес не!». В д. НАЯСИ 7-е августа. В 5 час. утра «Дайреи-мару» остановился против д. Наяси, крайней цели моего путешествия. На берегу видны японские строения рыбных промыслов. В глубине долины, на значительном расстоянии от берега, раскинулась русская Деревня. Вот издали выделяется новенькое здание церкви... Невольно поднялась рука... Снимаю шляпу и молюсь на высо ко к небу поднимающийся крест... Но горько разочаровывает меня японец: теперь это уже не храм Божий, а всего лишь временное помещение «кейсацу» (полиции)... (рис. 11). Лодочка доставляет нас на берег... Тихо море... Прозрачна зеркальная поверхность воды: виден на дне каждый камешек... Солнышко начинает пригревать, и обещает день жаркий. На берегу одним из первых, нас встречает городовой, которому и вручил я свою визитную карточку. «Русские в Наяси есть; их здесь до 50 человек», - вот положительное, что я узнал от него. Он же любезно довел нас с о. Николаем до деревни и передал нас первому встретившемуся русскому. Растерялся земляк от неожиданной встречи: «батюшка, пойдем к старосте, уж он тебе все изъяснит»... Пошли к старосте. Высокий, широкоплечий мужик Евстафий Емельянов Лысенко, несмотря на ранний час, уже был на ногах. Справила печку и его жена Анна. Вхожу я в дом, - обомлела она от неожиданности. Евстафий пинками будит своих детей, - а их шестеро... Ползут из-под полога белоголовые ребятки. Наскоро подметает избу Анна. А Лысенко расспрашивает, какими судьбами и откуда Господь привел меня к ним, в д. Наяси... Как молния, разносится весть по деревне: «батюшка приехал»... А батюшка в последний раз был здесь еще перед войной... С тех пор, лет 6 никто из духовных в д. Наяси не приезжал. Идут мужички, бегут бабы, толкутся дети... Бабы берут благословение и плачут... ручьем льются их слезы!.. «Да чего вы, тетушки, расплакались?» - «Батюшка, да что Христа тебя видим! И откуда тебя Господь прислал? Шесть лет, что гиляки, живем: священника не видали»... И опять слезы... «Нет, - неужто это не сон? И кто нас, ссыльных, мог вспомнить?»... Слезы вначале так много было, что даже мужички не сдержались: «Ну, чего расплакались? Приехал батюшка, - слава Богу: все нам теперь, значит, справит», - утешает Кузьма Ефимыч... А сам говорит дрожащим голосом и рукавом слезы утирает. Выталкивают детей, толпящихся позади... «Складывай руки!.. Ишь, дурень!.. Да ты, батюшка, уж прости: только что, кажется, креститься не забыли!». * * * Поуспокоились земляки. Мне и о. Николаю подали чай. «Батюшка! А это кто же с тобой будет?» - спрашивают... «Да это О.Николай, священник из японцев...» - «Японец, и - священник?.. И у них, стало быть, есть православные?». И как же поражены были земляки, когда узнали, что православных и Японии - до 31000, и что я среди них-то, и для них и служу!.. «Говорит батюшка, что священник, - бери благословение... Что ж, что японец», - наставляет староста... И о. Николай благословил всех, и все ему целовали руку. Поразвеселились все... Разговорились... Друг другу рассказывают, как кто узнал о моем приезде, где узнал, от кого узнал...- «Батюшка приехал»!... - откуда? «Из Александрова что ли?» - «Нет, не из Александровки, а из Японии»... - «Русский?» - «Да говорит по-русски; стало быть, русский» - «Врешь! Бабья брехня! Кто нас здесь вспомнит...». Но все по «бабьей брехне» бежали, смотрели, плакали и радовались! Уже одни эти слезы; слезы искренней радости, показали мне, как я здесь был нужен. А что было дальше в течение дня?! Как русская душа постаралась от батюшки взять все, что только ей хотелось!.. И с какой радостью сердце мое рвалось все это им отдать!.. * * * В церкви, правда, еще не освященной, а лишь пред войной построенной, «полиция». Где же будем молиться? После некоторого совещания выбрали избу Кузьмы Евфимова, хозяйка которого Марина и побежала все приготовлять для молитвы. А я той порой намечал себе, что же я должен сегодня сделать? Чем я должен утешить этих русских, истинно забытых сирот!.. Вижу, есть грудные дети... Вероятно, есть некрещенные... Вот - думаю - первое дело... — «Тетушки, а некрещенные дети есть у вас?» - «Ой, батюшка! Да уж в тайгу за ягодами ходят, а все еще не крещены! Это Бог тебя прислал к нам, кормилец наш! А если бы, чего не дай Бог, да умерли некрещенными?.. Да по смерть сего греха не отмолить бы! Глаза все выплакали бы!»... И опять слезы!.. А ведь слезы - заразительны!.. У кого же дети некрещенныё?.. «Да у меня - Федька, пятый годок, у Мусатова - Антошка, пятый годок; у Суворова; - Павлушка, на четвертом году»... Всех оказалось шестеро. Однако всем уже даны христианские имена... - Я распорядился найти чистую кадку, вымыть ее и приготовить воду. Да и детей хорошенько вымыть. * * * Шесть лет не был здесь священник... А люди-то, кроме детей, да частью жен, ссыльные... Исповедь, вероятно, им нужна, - рассуждаю я... «Конечно, братцы, вы все должны будете исповедаться, а кто достоин будет, тех я и Св. Тайн, приобщу», - предлагаю я. - «Родимый наш! Да есть у нас по 18 лет «на духу» не бывшие! Живем, что гиляки! Грешим, а душу открыть некому! Вот моя девка-то: «а что я батюшке сказывать-то буду на духу», - спрашивает. Забыла, как и исповедаются-то! А ведь 16-й год ей пошел!»... Я распорядился, чтобы все, кто сегодня думает принять Св. Причастие, отнюдь ничего не пили, не ели, не курили. Вместе помолимся усердно; и Господь, видя наше желание и усердие и один день нашего говения не отринет!.. Однако, среди общего хора радующихся нашлись и «уроды»... «Мы - что ж? Исповедаться - не прочь! Только, батюшка, отпусти нас сейчас: нужно идти в тайгу, на соболя», - упрашивают меня трое, все не старше 30 лет... Один - из бывших фельдшеров... «Не в тайгу вам, а водки захотелось! Бесстыжие! ужо, - успеете насосаться! Не слушай ты их, батюшка! Непутевые они у нас», - шумят мужички... «Соболи от вас, братцы, не уйдут; а я от вас сегодня уеду. Шесть лет священника не было. Я вот приехал сегодня... А когда в следующий раз священник приедет, - знаете ли? Пьете - значит: грешите. А если Бог по душу пошлет? А если вас в тайге медведь заломает? Кому вы на том свете в пасть попадете?.. И погибнет на веки душа ваша!.. Подумайте: я для вас откуда приехал? А вы от меня в тайгу бежите! Душу свою на соболя меняете... А может быть - и на водку? Нехорошо!.. Должны остаться и усердно Богу молиться». И остались! И со всеми исповедались сия ветром колеблемые трости! «А много ли, братцы, похоронено у вас за это время неотпетых?» - спрашиваю я. Начинают считать: Иван, Петра... Насчитали 11 человек. Да кроме них - еще два католика... Все особенно жалеют бабушку Пелагею: «всех детей у нас принимала, и все боялась, как бы не умереть без священника... Вот, двух неделек только не дождалась: схоронили ее...». «Да как же вы, братцы, погребли без священника?» - спрашиваю. - «Вестимо как, батюшка! Книжки, по чему бы читать, нет. Да и грамотных нет! Почитаем молитвы, кто что знает. Разумеется, свечи зажжем. И ладону курить много. Вот и все!»... Конечно, решили непременно побывать на кладбище и там совершить общую панихиду по всем усопшим, поминая неотпетых поименно. «Батюшка! Воды священной который год уже нет», - перебивают друг друга бабы. «Коровушку, подмыть, или в колодезь касть попадет, - нет водицы! Насвяти ты нам ее побольше!». «Чего затараторили? Вишь - сам приехал: все нам, значит, исправит батюшка», - уже обещают за меня мужики. И разве можно было в чем-либо отказать этой скучающей без святой воды русской душе?.. О, глубоко — в самые тайники русской души залегла православная церковность! Лежит она часто годами, не питаемая... Питают ее иногда все, только не мы, пастыри... Питают, и в «ин двор сманивают»... И кто виноват в этом блуждании забываемых овец нашего стада? Умолчим мы пред своею совестью? Но сурово взыщет с нас эту погибшую, но русскую, значит - в основе православную, душу Господь!.. * * * Труды дня намечены. Необходимые приготовления сделаны. Да и 8 часов уже! Перешли мы в избу Кузьмы Евфимовича. В переднем углу обычные деревенские иконы. Прилеплены к киотам свечи. Под иконами столик, предназначенный для Дароносицы и прочего, нужного для св. таинств и молитв. Но … тараканов, клопов!.. И откуда только они брались? Особенно клопы, и большие, и маленькие ползли и по книжкам, и в книжки! Вероятно, намереваясь почистить угол, растревожила их Марина... Пришлось просить что-нибудь другое, свободное от насекомых, на чем можно было бы расположиться... Принесли тогда большой стол. И хотя он стеснил нас, но можно было, не видя на книжке клопов, начинать св. Таинства. Перед купелью выстроились с детьми. Полная изба народа. Здесь же и один японец, пришедший «посмотреть», как мы молились (и смотревший до отъезда...). Особливо внятно стараюсь читать я молитвы. Молятся мои земляки. Каждую попытку малюток заплакать успокаивают словами: «не плачь, батюшка крестик даст». Вот всех уже я. троекратно погрузил; спели уже «Елицы во Христа крестистеся»... А вот и конец св. крещению! «Батюшка! Да думали ль мы, что нам сегодня такую радость Бог пошлет?! Целуйте батюшку, ребятишки!» Благословил я новокрещенных, поцеловал их. А они — какими «именинниками» выглядывали весь день!! Все-то их особенно ласкали, с особенным вниманием все к ним относились. Чувствовало русское сердце, что сии малютки сейчас больше, чем когда-либо после, дети Божьи. * * * Терять времени нельзя было. Я собрал всех. Прочитал «покаянный канон», вычитал молитвы пред исповедью и обратился к исповедникам «приблизительно» с такими словами: «Братья и сестры! Если кто-либо из вас упадет в грязь, ведь не остается лежать в ней? Если таковой в разуме, если он не пьян, - сразу же встает и прежде всего «обчищается»: он вытирает руки, он чистит шапку, одежду, он моет ноги. И только вычистив всю грязь, трезвый человек не стыдится продолжать путь свой. Что для тела — грязь, то для души нашей - грехи. К сожалению, подобно телу, и душа наша часто падает в разную грязь - грехи и этими грехами грязнит себя! И кто из нас не осквернял своей души грехами? Кто?.. Все мы постоянно грешим!.. Нет дня, чтобы мы не согрешили, души своей не пачкали! Конечно - согрешали и вы, братья и сестры! Может быть, тяжко согрешили, душу свою грехами пачкали... Но вставали ли вы из грязи духовной? Пытались ли вы очистить душу свою от грехов?.. Вы плачете?.. Чувствую, что грехи - эта грязь духовная давила вас... Но знаю, что у вас и священника не было, который помог бы вам душу вашу очистить... Вот теперь Господь привел мне приехать к вам и для вас... Очистите же свои души от всякого греха, как бы тяжки они не были, как бы давно они ни были совершены! Вы среди горя роптали на Бога: вы думали о дурных делах: кайтесь! И Господь рукою моею грешною очистит помыслы ваши. Ваше сердце сквернилось при виде чужой красоты, чужой женщины, чужого богатства; вы в сердце носили вражду на брата, завидовали ему: кайтесь! И сделаетесь чистыми в сердцах своих! Вы своими руками били брата, убивали человека, воровали вещи соседа; ваши ноги носили вас в тайгу красть соболей товарища, ваши ноги не ослабевали, увлекая вас в заведения пьянства и разврата: кайтесь! И Господь не помянет вам беззаконие ваших, простив вам все прошлое дурное! Кайтесь и ничего не утаивайте! Иначе - сокрытый грех вдвойне вам поставится в вину! Вам каяться стыдно? Вот именно: пристыдите себя пред Господом. И тогда впредь не сделаете много из того, ради чего вам было стыдно! А очистив свою душу, берегите ее, как новую, чистую, дорогую одежду! Ведь всех нас ждет Господь в Своем царстве, на Своем брачном пиру... Как же мы войдем туда, если будет у нас одежда-то небрачная, нечистая? Подходите же сюда. И кайтесь не мне, а Самому Христу, обремененные грехами братья и сестры! И от Самого Христа рукою моею грешною получите полное грехов отпущение! С сердцем сокрушенным сюда приступайте, — тогда с миром душевным отсюда возвратитесь». * * * Конечно, трудно после записать чернилами то, что говорила душа!... Исповедь началась. Идут девочки, мальчики. Крестятся все хорошо. И краткие молитвы знают. Идут подростки — девушки, юноши... На последних пьяные примеры уже налагают свою печать. Подходят к тебе женщины, мужчины, начиная с молодых... Сколько слез! Сколько и в слезах, и в речах чувствуешь пережитых скорбей! Но... жизненные катастрофы почти у всех были «из-за вина»... И все эти катастрофы - дело прошлого. А теперь, в общем, как добра, хотя и позаросла тернием, сия нива Божья! Да, святое дело делалось в сей час в убогой хижине: души грешных к Богу возвращались! В душе - возвышенное настроение. И как иногда, помимо твоей воли, в сие святое дело врывалась улица!.. Вот я исповедую девочку. Открывается ее детская душа.. А сзади слышится из сеней: «ишь ведь руками заходила! Отпусти руки!»,.. И душа малютки на время опять скрылась в раковину, что улитка... А вот и еще... Исповедую... Первый взрослый дает несколько серебряных монет мелких... Не беру, - оставляет. От второго решительно не беру и первому деньги возвращаю... И вот слышу под окном: «а сколько ему готовить?» - «Готовь-то, пожалуй, готовь. Только этот что-то не берет.»... И так больно на душе стало, тяжело!.. Не за себя, ибо сам я не брал просто потому, что и нужды не имел брать служа на жаловании... Горько за тех, кои, если не возьмут, - с голоду помрут!.. А разве возможно при этом сохранять ту поэзию отношений, какая наблюдалась, напр., у нас в д. Наяси?.. Скоро ли, когда-то и все пастыри получат возможность «не брать»?... Кончилась исповедь. Я прочитал канон и молитвы ко св. Причащению, совершил обедницу. Трудно петь одному, но пришлось, ибо помогавший временами староста Евстафин лишь приводил меня в замешательство: слишком немузыкален он. Все удостоились св. Причастия... Конечно, мало было говения! Да и не было его почти! Но Господь видел сердце сокрушенное и смиренное земляков моих. И верю, что «веру вместо дел вменил» Он им. И они приобщились Св. Тайн, не в осуждение, но во оставление соделанных ими грехов и в жизнь вечную... Уже 12 часов миновало. Пересохло горло. Чувствуется усталость. Жара в избе и на улице большая. Решили с часок отдохнуть. Мне подали чай. Пересматриваю запись оказавшихся налицо крестьян в д. Наяси: Павлюк Соколов, Тарнешинский, Осинцов, Ананьев, Иванов, Таскиных двое, семья Ефимовых - восемь человек, семья Лысенко - восьмеро, семья Рачук - девять человек, семья Стрюкова - четверо, семья Суворова - восемь человек, семья Мусатова - четверо. Всех русских в д, Наяси нашел 49 человек. Сверх сего семья Лех, католика, состоящая из 10 человек, живет с русскими душа в душу. Итак: 59 человек заброшены, забыты, оставлены без религиозного утешения, без нравственного назидания!.. Прибавить сюда не только мною посещенных на юге японского Сахалина, но и рассеянных сверх сего по восточному берегу единицами, - какая нива, жаждущая влаги, пастырской о ней заботы!.. Пью чай.. Но чем бы закусить?.. Пост. Молока, масла, яиц - нельзя, хотя всего этого в д. Наяси - в изобилии... Подали рубленой кислой капусты, да принесли малосольную горбушу с черным хлебом, которого я так давно не видел, показалось мне все это роскошнейшим обедом. Хотя все же я недоумевал, почему бы меня не угостить было хотя бы деревенскими щами и кашей?.. Или постеснялись предложить столь «грубую» пищу?.. Жаль лишь о. Николая: без риса он, вероятно, «страдает»... * * * Солнышко после полудня всегда как-то скорее катится к западу. Нужно временем дорожить... Принесли чистое железное ведро с водой из ключа, и я начал чин водоосвящения. Староста по-прежнему старается подпевать, подтягивает, но лишь путает меня. Отец Николай читает «апостол» по-японски (умеющие читать по-русски не нашлись). Но вот и погружение св. Креста. «Спаси, Господи, люди Твоя», - запеваю я... И ушам не верю!.. «И благослови достояние Твое», - подпевают, и не очень уж врозь, и правильно поют до конца... Вторично запеваю: «Спаси, Господи, люди Твоя»... На этот раз староста даже пальцем кому-то пригрозил: рано де... И как дружно допевался тропарь св. Кресту»... Проявились и тенора на словах «победы благоверному Императору нашему»... Да, проснулась русская душа, когда запели «Спаси, Господи»... Проснулась, ибо услышала пришедшуюся ей по душе, песнь церковную, молитву за своего Царя-Батюшку, за Его победы... И никакими гимнами не заменить для сердца народного сей чудной церковной молитвы-гимна! Освящена вода. Как в деревне вечером под Крещение Господне, - звон бутылок, начавшаяся было толкотня. И как в деревне же, - покрывающий этот шум голос старосты: «тише, не напирай, всем хватит! Не хватит, - батюшка еще насвятит»... Радовался я... Не шуму, конечно, а тому живому религиозному чувству, которое «нудить» поскорее взять св. водицы... А без ней - так тяжело в быту русского человека! * * * В чашку взяли св. воды и пошли но русским домам... Бы. второй день Преображения Господня. С пением «Преобразился еси на горе, Христе Боже...», - «Спаси, Господи, люди Твоя...» и «На горе преобразился еси...» - я обошел все русские избы. Везде непременно св. иконы. Обстановка везде самая русская... Окропил я св. водой давно, вероятно, не окропленные жилища земляков. «Отец просит зайти и к нам», заявляет Лехе-сын. Просят за него и все русские. Захожу я и к Фабиану Леху. Фабиан и Франциска сыновья Теофил с Михаленой, Войцех с Юзефом, Ян, Фракщишек, Болеслав, Изидор... Трое последних, начиная с 10-летнего (!) Франциска - не крещены; вторично женатый Фабиан и оба сына - не венчаны! «Батюшка! Да нет ли у вас в Японии и наших-то? Скажи им, что совсем забыли нас...». И заплакал старик!.. В углах его дома - православные иконы, лампады... « он лучше нас», - нахваливают русские... «Это они, батюшка, сейчас говорят... А вот напьются пьяные и кричат: твоя вера - польска вера!.. Нет и моя вера - не польска вера, а Христова вера», - рассуждает Фабиан. Чтобы быть понятнее душам католиков, я спел краткий молебен Спасителю («Пречистому Твоему образу») и Божией Матери («К Богородице прилежно ныне притецем...»). Молились все на коленях, но крестились, конечно, по-своему. Ко св. кресту подползали на коленях, приняли кропление св. водой. Окропил я их дом, а старик даже скотный двор просил окропить! Живет он зажиточно. Хозяйство большое. Дом широкий. Семья согласная. Здесь, закончив дневные труды свои в деревне, я и отдохнул несколько, уложив свой багаж. Ибо время было уже направляться и к пароходу, куда пойдем не прямо, а зайдя прежде на кладбище... Вся деревня, как один человек, пошла со мной. Идем мимо бывшей церкви. В открытые двери видны перегородки с проволочными решетками: совсем присутственное место. Чины полиции смотрят на нашу процессию из дверей. Вот строят новый дом: не то - для полиции, не то - для солдат, говорят. Спускаемся в очень мокрую долину и с подмоченными ногами поднимаемся на пригорок, с недавно вырубленным еловым лесом: здесь-то и находится кладбище. Обнесено забором... Все заросло травой саженной вышины. Пришлось ломать и утаптывать ее, чтобы пробраться к могилке недавно погребенной бабушки. — Вместе с нами пришли и католики. Просят помянуть и их умерших, двое из коих погребены тоже без отпевания. Под открытым небом начал я панихиду... Горячо молились земляки... Ладонь высоко поднималась к небу... Посылало нам свои мягкие лучи клонившееся к западу солнце... Молились души наши за души страдальцев, тела коих сокрыты под сими крестами. И верилось, что к небу, мощно раздвигая пространства, несется наша соединенная молитва за почившую скорбную русскую душу; и милостивым оком, как, это солнышко, взирает Господь на молитвы наши... * * * Свисток... Первый!.. Спешно собираем свои узелки и берегом идем до лодки... «Батюшка! А все же возьмите хоть на дорогу! Ведь ты же расходовался из-за нас», - уговаривают дорогой земляки. «Нет, я не возьму: я жалованье получаю и ваших денег мне не нужно. А если другой батюшка приедет, да без жалованья, - не обидьте его». «Что вам прислать из Токио?», - спрашиваю... «Батюшка, свечей пришли: без них и праздник не в праздник; что нужно будет, заплатим», — просят одни. «Батюшка, да пришли ты к нам хоть какого-нибудь «учителишку». Стыдно нам перед японцами!» «Даже не учителя, а хотя бы лишь «учителишку», - просят другие. «Батюшка, если уж священника нельзя к нам. хоть бы сам-то приезжал! Часто ты не можешь? Ну - раз в год», - просят все... Вот чего просили у меня земляки на прощанье! Дай им священника питать их душу, дай им учителя питать ум их ребят, дай им свечей (а иконы есть у них)... И заброшенная на чужбину, когда-то преступная, а теперь добрая душа русского сахалинца будет довольна! О посылке свечей я сразу же написал в Токио владыке архиепископу. И он послал в Наяси не только свечей, но и иконок, и даже псалтырь. А сам в душе дал себе слово: еще раз побывать у сахалинцев, и по возможности - в будущем году- * * . * Взяли все благословение... «Отец ты наш родной! Вечно твое имя поминать будем», - причитывают, крестясь, женщины... Спускают с песка на воду свою лодчонку мужички. Последнее благословение издали еще стоящим на берегу русским... Последнее «прощайте» проводившим меня на своей лодке мужичкам... Я поднялся по трапу на «Дайрей-мару». А через каких-нибудь полчаса он уже снялся с якоря... Мы вышли в море, и взяли курс на юг: возвращаемся опять в Отару.,. Д. Наяси, где столько святых часов провел я в этот день, быстро скрылась из виду. Но остались навсегда в моем сердце ее обитатели! Управь и утешь их Ты, Господи! * * . * 8-го августа весь день шли морем. В Кусуннай не заходили: не было ни туда, ни оттуда груза. 9-го августа часов пять провел я на берегу, у христиан г. Маука (Рис. 12). 10-го числа, не заходя вОотомари, пароход мой «Дайрей-мару» благополучно возвратился в порт Отару, откуда я и направился 1-го августа на Сахалин. В девять дней объехал я и юг и запад японского Сахалина: слава Богу. А восточный берег — делать нечего — посетить придется в другой раз...
|