Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 29 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

9
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 2956
Статей : 342
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 592542

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Бегство в Египет PDF
Новости - События Вселенской Церкви
Оглавление
Бегство в Египет
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Все страницы

 "Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги во Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Евангелие от Матфея)

Этот евангельский сюжет нашел широкое отражение в искусстве, и прежде всего — в своеобразных иконах и мозаи­ках древней Конской Церкви. Это вполне понятно: именно сюда, на землю, где обитали исконные жи­тели Египта — копты, пришло Святое семейство — Иосиф, Лева Мария и Младенец Иисус. Конские ико­ны сразу узнаваемы по ярким особенностям живо­писной манеры, характерному изображению персо­нажей. Сюжет египетского путешествия Святого семейства был очень популярен в средневековой за­падной церковной и светской живописи. Не обошли его вниманием и русские иконописцы. Обратимся к коптским преданиям, в которых наиболее полно рас­сказано об этом событии Священной истории.

Вхождение в Египет. Современная коптская икона

 

В день 24-й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по григори­анскому календарю, древняя Коптская Церковь празднует вхождение Иисуса Христа в землю Египетскую. В этот день во всех церквах Египта звучат слова патриарха Феофила: «О Египет, о народ Египта, о дети Египта и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, Су­ществовавший до света всех веков».

«Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Ма­терь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод .хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его но­чью, и пошел в Египет.

И там был до смерти   Ирода,  да сбудется реченное Господом через пророка, который  говорит:«Из Египта воззвал Я Сына Моего».

Тогда Ирод, увидев себя осме­янным волхвами, весьма разгне­вался и послал избить всех мла­денцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

По смерти же Ирода  — се Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте.

И говорит: встань, возьми Младенца и Ма­терь Его, и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его, и пришел в землю Израилеву» (Мф. 2, 13 - 21).

Так описывает Евангелие от Матфея бегство Святого семейства в Египет. Коптская Церковь придает первостепен­ное значение этим евангельским собы­тиям, полагая их определяющими в судь­бе Египта и египетского православия. Речения пророков о богоизбранности земли Египетской, давшей приют Марии с Младенцем Христом и Иосифу, нахо­дят подтверждение в словах Евангелия и многочисленных коптских преданиях и легендах.


 

Согласно официально приня­той Коптской Церковью версии, автором первого подробного свидетельства о скитаниях Святого семейства по Египту является патриарх Александрийский Феофил (385--412 гг.). По преданию, Феофилу, угодному Богу благодаря длительным постам и усердным молит­вам, было откровение: к нему явилась Богородица и поведала о Своем путешествии по земле Египетской, велев записать все, что он видел и слышал. Эта ле­генда вошла в коптский Синаксарий - аналог житий­ной литературы. Различные ее версии, передаваясь верующими из поколения в поколение, изменялись и  дополнялись, пока  не  приобрели тот вид, который имеют и сейчас.

Верующие окружают места, связанные с пребыванием Свя­того семейства, особым вниманием, заботой, глубоко почитают собранные там святыни.

Историческая подоплека легендарных событий  вызывает большие сомнения у историков, однако для христиан это вопрос веры, поэто­му многочисленные паломники вновь и вновь отправля­ются в путь по следам Святого семейства в глубь веко­вой египетской пустыни. Последуем за ними и мы.

Фрагмент иконы Иоханна эль-Армани и Ибрагима Насеха. XVIII в. Церковь Богоматери «Эль-Муллака». Старый Каир

Из Вифлеема, спаса­ясь от преследований Ирода, Мария с Младенцем, Иосиф и, некоторым  версиям Саломея, служанка и повивальная бабка, помогавшая рождению Христа, преодолев Синайский  полуостров, остановились в Фараме (Пелузиум) крупном морском порте на пути в Египет. Это была последняя остановка после трудного пути через пустыню. Впереди путников ждал Египет

Первым местом на египетской земле, куда ступила нога Младенца Иисуса, был город Телль-Баста (древний Бубастис), расположенный неподалеку от Заказика, столицы провинции Шаркин в Восточной Дельте, в 100 километрах к северо-востоку от Каира. Бубастис - один из древнейших египетских городов, центр почитания богини Бастет в облике кошки, отождествленной греками с Афродитой.        

По легенде, остановившись отдохнуть у городской окраины, Богоматерь попросила испить воды у стоящего на дороге прохожего, но в ответ лишь услышала смех. Тогда Иисус очертил на земле круг, и в этом месте забил источник, который в древности считался целебным для всех, за исключением негостеприимных жителей города.

Покинув враждебный Бубастис, Святое семейство проследовало на северо-восток в город Бильбейс, один из центров современной Шаркии, в 55 километрах от Каира, где они отдыхали в тени большого дерева, получившего впоследствии название «Дерево Богоматери».

После Бильбейса  Святое - семейство, переправившись на противоположный берег Нила, достигло горо­да Саманнуда.


 

 

 


Во дворе церкви Святого Абановия (Абануба) стоит большая гранитная чаша, в которой, по преданию, Богоматерь творила тесто. Показывают там и источник, освященный Младенцем Христом.

Далее путь их лежал на северо-запад. Они прошли множе­ство городов нынешних провинций Гарбия и Кафр эш-Шеих. На территории провинции Кафр эш-Шейх расположен неболь­шой город, коптское название которого звучит как Пикха Иисус и означает «нога Иисуса». По преданию, город получил свое имя благодаря отпечатку ноги на камне, оставленному ре­бенком Иисусом. Современное название этого города Сакха. Несколько лет назад верующие обнаружили известняковую плиту, на которой, как они полагают, сохранился тот самый отпечаток ноги Иисуса. Считается, что реликвия долгое время была утеряна, но чудом ее удалось разыскать.

Потом Святое семейство отправилось на юг, в западную часть Дельты. Они побывали в Вади-Натруне (долина Натрун), и Иисус благословил это место, в котором в настоящее время расположено несколько почитаемых коптских монастырей.

В странствиях на юг Святое семейство снова пересекает Нил и оказывается в пригородах современного Каира — Матарии и Айн-Шамсе; в древности там находилась одна из древнейших столиц Египта — Гелиополь (библейский Он). Это небольшое ме­стечко весьма почитаемо в Коптской Церкви. С пребыванием Святого семейства в Матарии связано много преданий и легенд.  Согласно одной из них, Мария с Младенцем и старцем   Иосифом после долгого  и утомительного путе­шествия по практически  безлюдной
 долине наконец обрели покой в тени огромного  дерева сикоморы. Однако солдаты,  посланные Иродом, чтобы разыскать  и  схватить Марию с Мла­денцем, прознали, что те нашли приют под этим Деревом.

Чудесным образом Дева с Иисусом были подняты в воздух и спрятаны в ветвях. Рассказывают так­же, что ветви дерева сокрыли Святое семейство от глаз сол­дат Ирода. Это дерево просуществовало до 1656 года. Оно было настолько старым и сухим, что упало, и францисканские монахи собрали несколько его ветвей и посадили их. Однако и вновь посаженное дерево не прожило долго. В настоящее время на этом месте растет уже другое дерево, которое также называется «Деревом Богоматери».

В Матарии существует и целебный источник, который, по преданию, был сотворен Иисусом. Арабский историк Таки эль-Дин-эль-Маркизи в 1441 году отмечал, что в том месте, где на­шло приют Святое семейство, был источник, в котором Мария стирала одежду Иисуса. Там, куда она выливала воду, выросло чудесное дерево, источающее бальзам. Христиане умываются им и исцеляются. Он утверждал также, что этот бальзам подносился в качестве подарка христианским правителям Эфиопии, Греции и Франции. И в наши дни экстракты из чудесного дерева используются для приготовления лекарств.
Из Матарии Святое семейство направи­лось в место, на котором расположена те­перь церковь Богоматери в Харет-Зувейла, рядом с исламскими районами современ­ного Каира.

Богоматерь с Младенцем и Иосиф про­должали путь на юг Египта. Погрузившись на парусник в районе Маади, путники от­правились вверх по течению великой реки. В наши дни на месте древней пристани, от­куда, по преданию, отчалил корабль с гони­мыми странниками, стоит церковь Богоро­дицы «Аль-Адавия», что в переводе с араб­ского означает «[Стоящая] на переправе». Каменная лестница, по которой Святое семейство спускалось к Нилу, сохранилась по сей день. Лестница эта считается свя­щенной, и подойти к ней можно только со стороны церковного двора



Путники причалили у местечка Ишнин ан-Нассара в округе Магага. Сейчас здесь находится церковь Святого Георгия. Местная устная традиция  сообщает,  что воды  расположенного возле неё колодца благословил Иисус, когда Святое семейство проходило него, направляясь в ближайшую деревушку, на ее месте впоследствии был воздвигнут монастырь Аль-Ганус и церковь Богородицы. У западной стены церкви есть колодец, из которого испило воды Святое семейство. Каждым год 21 и 22 августа на этом месте собираются тысячи паломников, чтобы набрать из священного водоёма.  Существует поверье, согласно которому во время праздника бесчисленные в Египте насекомые-паразиты не причиняют вреда паломникам и дети даже могут играть со скорпионами.

Пройдя вверх по течению еще около 10 километров, путники нашли приют в древнем городе Оксиринхе (современный эль-Бахнасса). Этот город очень известен в ранней истории египетского христианства. Некоторое время в нём даже располагался патриарший престол.

Вблизи древнего Кинополя окончился дол­гий путь лодки с уставшими путниками. Они сошли на берег возле современной дере­вушки эль-Кейс, где стоит сейчас монастырь Богородицы. Над пещерой, в которой Святое семейство провело несколько дней, высит­ся церковь Богородицы. Одно из названий этой скалистой местности — Габаль эль-Кафф («Гора руки»). Легенда гласит, что когда Святое семейство подошло к горе, огромный камень был готов сорваться с нее и задавить Младенца. Но Иисус подставил Свою руку и не дал обрушиться скале. На камне же остался отпечаток Его руки.

Святое семейство продолжало далее свой долгий путь на юг. Лодка, в которой находил­ся Младенец Иисус, прошла мимо высокой египетской акации. Дерево молитвенно скло­нило своё роскошное зелёное одеяние пред царственным Младенцем, за что и было про­звано аль-Абед, что значит «Поклоняющаяся». Святое семейство переправилось на запад­ный берег Нила и направилось в город эль-Ашмунейн (Гермополис Магна), а потом в Дайрут аль-Шариф (греческий Филес).

В деревне Каскам (современная эль-Кусия) при приближении Святого семейства пали идолы, статуи древних богов, что весьма раз­гневало местных жителей, прогнавших не­знакомцев, посягнувших на их веру. И вскоре город этот был разрушен неизвестно откуда взявшимися врагами. Верующие считают это
карой небесной за негостеприимное отноше­ние к беззащитным путникам.   

Ещё одну остановку Святое семейство сде­лало всего в шести километрах к востоку от Каскама, в селении Мейр. Здесь жители ока­зали им сердечный прием, и Иисус благосло­вил город.

В этой местности в одном гроте Святое се­мейство, по преданиям, провело шесть меся­цев. Согласно другой версии, Иосиф построил здесь хижину из необожженного кирпича, по­крыл ее крышей из пальмовых листьев, и се­мейство провело в ней три года, шесть меся­цев и 10 дней. Ещё в древности на этом святом месте у западного подножия горы Каскам был построен один из крупнейших в Египте мо­настырей — Дейр эль-Мухаррак. Над гротом возвышается храм Богоматери, его алтарь представляет собой камень, на котором лю­бил сидеть Иисус. Этот храм считается первым христианским храмом, возведённым в Египте.

Монастырь эль-Мухаррак копты называют вторым Вифлеемом: именно на том самом месте, где позднее был построен монастырь, исполнилось пророчество Исайи:

«И в тот день жертвенник Господу будет по­строен посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов её.

И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской; по­тому что они воззовут ко Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и египтяне в тот день познают Господа, и принесут жертву и дары, и дадут обеты Господу, и исполнят» (Ис. 19,19—21).

Гору, упоминаемую в пророчестве, коптские богословы отождествляют с Габаль Каскам («Горой Каскам»), расположенной действи­тельно «посреди земли Египетской», в её гео­графическом центре.

На обратном пути Святое семейство посети­ло город Ликополь, расположенный в 10 кило­метрах юго-западнее Асьюта. Паломники со всего Египта съезжаются в это место, где, по одному из поверий, в древней, вырубленной в скалах гробнице Святое семейство провело несколько дней.

Из Асьюта путники повернули назад, вновь оказавшись после длительного путешествия в районе современного Старого Каира, где скрывались в гроте, расположенном в районе города Вавилон. По пути в Палестину Святое семейство посетило город Мостород (эль-Мехма), в трёх километрах от Матарии. По традиции, именно здесь Иисус сотворил ис­точник, сохранившийся и поныне. После этого путники через Телль эль-Яхудийю прошли тем же путем, которым следовали в Египет, и бла­гополучно достигли Палестины.


Елена ТОЛМАЧЕВА

Журнал «Наука и религия» № 10 за 2009г.

 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de