Церковные архивы ДВ - Cтраница 2 |
![]() |
История Сахалина - Миссионеры | |||||||
Добавил(а) o_Serafim | |||||||
23.06.10 21:36 | |||||||
Страница 2 из 2
С учреждением в 1840 г. Камчатской епархии положение Русской Православной церкви на Дальнем Востоке и на Аляске укрепилось. Приняв управление новой епархией, среди множества хлопот епископ Иннокентий (Вениаминов) большое внимание уделил правильному ведению церковных архивов. Этот выдающийся миссионер-просветитель и талантливый ученый в полной мере понимал значение документов как источников для научных исследований. Он даже разработал свои правила делопроизводства, изложив их в специальном "Наставлении священнику, назначаемому для обращения иноверных и для руководствования обращенных в христианскую веру".27 Они касались всех церковных дел: денежной и имущественной отчетности, ведения метрических записей, переписки и т. п. Кстати, один из пунктов инструкции, восходящий, видимо, к традициям русского церковного летописания, гласил: "...Для того, дабы начальство могло видеть успехи и труды каждого из священников и миссионеров и потому ценить их, каждому из них поставляется в обязанность вести журнал, в который записывать все действия, касающиеся обязанностей их, а также и то, что стоит внимания. И таковой журнал каждогодно представлять благочинному, который со своими отметками препроводит его к епархиальному начальству".28 В "Миссионерских записках" самого И. Вениаминова неоднократно упоминаются архивы в приходах Дальнего Востока и Русской Америки. В поездке по епархии в 1842-1843 гг., посетив Кадьякскую церковь, владыка недовольно писал: "В церковном архиве, состоящем почти только из нескольких циркуляров Святейшего Синода на имя Преосвященного Иоасафа, Иркутской епархии викария и епископа Кадьякского и прочих принадлежащих к нему в Америке островов в 1799 и 1800 годах, также нет никаких документов и даже записок о миссии...". На островах Уналашка и Атха он отмечал: "По делам церкви найдена совершенная исправность: метрики и росписи целы... Приходо-расходные книги исправны и чисты... Все дела церковные рассмотрены и, где надлежало, даны приличные наставления".29 _______________________________________________ 27 Наставление было написано и первоначально предназначалось для миссии, действовавшей на Камчатке и в русских североамериканских колониях, когда И. Вениаминов был посвящен в сан епископа. Затем он представил его митрополитам Санкт-Петербургскому Серафиму и Московскому Филарету. Утвержденное этими иерархами и Святейшим Синодом (указ об открытии Камчатской епархии от 10 января 1841 г. № 42), "Наставление", по мнению И.П. Барсукова, имело "не только историческое, но и каноническое руководственное значение... для всех миссионеров отечественной Церкви" (См.: Московские Церковные Ведомости. — 1884. С. 499). 28 Избранные труды Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского / Сост.магисгр богословия протоиерей Б. Пивоваров. — Новосибирск, 1997. С. 178-179. 29 Там же. С. 125-126,141,143. ___________________________________________________ В 50-е годы XIX в. Россия, успешно решив "Амурский вопрос", приступила к освоению Приамурья и Приморья. В связи с этим в 1857 г. Синод согласился с предложением И. Вениаминова о перенесении кафедры архиепископа в Благовещенск, ставший центром Амурской области, и учреждении викариатства в Ситхе и Якутске. Немного позднее в Благовещенск был перевезен и архив самой Камчатской духовной консистории, который к этому времени оказался раздробленным. Первое крупное разделение огромного комплекса документов Камчатской епархии и ее церквей произошло в 1866-1867 гг. При этом часть материалов, видимо, очень небольшая, осталась в Якутске. Основной же массив документов епархии, относящийся к территориям, управлявшимся Российско-Американской компанией, остался в Ново-Архангельске - бывшей столице американских колоний России.30 Какое-то время "американская" часть епархиального архива оставалась на Ситхе. Затем в 1872 г. резиденция епископа и консисторский архив были перенесены в Сан-Франциско, а с 1904 г. - в Нью-Йорк. В то же время на Аляске и Алеутских островах продолжали действовать 17 православных приходов и 36 церквей, располагавших своими архивами. В 1928 г. официальные лица Русской православной церкви в СШA передали в виде архивной коллекции Библиотеке Конгресса (Вашингтон) часть исторических документов бывшей Камчатской епархии; в 1940 г. туда же поступила в качестве дара вторая - последняя часть церковного архива по 1933 г. включительно. Этот документальный комплекс хранится в Библиотеке Конгресса и теперь под титулом "Архивы Аляскинской Русской церкви" ("Alaskan Russian Church Archives"). Коллекция включает огромное количество документов -150 тыс. единиц, хранящихся в 1062 картонных коробках-боксах. Эти документы, в основном рукописные, как из архива самой консистории, так и из некоторых приходов, были разбиты на четыре периода: сибирский -1772-1840 гг.; аляскинский -1840-1872 гг.; западноамерикаиский - 1873-1905 гг., и восточноамериканский - 1904-1933 гг. Первые два периода, относящиеся непосредственно к теме нашего исследования, составляют около половины материалов коллекции.31 _____________________________________ 31 Белобородько В.Л. Архив Русской церкви на Аляске в библиотеке Конгресса США // Boпросыистории. —1969. — № 8. — С. 189-190. В обзоре В.Л. Белобородько отмечалось, что физическое состояние коллекции в целом удовлетворительное. Лишь часть документов, в основном поступивших из церковных приходов, несколько оказалась испорчена временем и влагой, очевидно, во время перевозки их с островов. Интересно, что значительно лучше сохранились документы первых лет деятельности православных миссионеров в Русской Америке. Возможно, это объясняется хорошим качеством бумаги и чернил, употреблявшихся в те времена. По содержанию материалы коллекции делятся на три основные группы: метрические записи; исповедные расписки; хозяйственная документация (ежегодные отчеты о состоянии церковного имущества, финансов, содержании приходов, строительстве церквей и т. п.); путевые журналы и дневники священников; различная переписка.32 Метрические записи о рождении, смерти и регистрации браков православного населения американских колоний России составляют примерно треть всего архива. Исповедные расписки - вторая группа документов - дают представление о численности поселенцев на Аляске по годам и социальной структуре тамошнего общества. Кроме Вашингтона отдельные коллекции документов, касающиеся деятельности православных миссионеров в Русской Америке, хранятся в университетских библиотеках США. В частности, в Университете Беркли (Калифорния) находится дневник одного из первых миссионеров Аляски иеромонаха Ювеналия. Какая-то часть материалов осталась также на Кадьяке, в Фербенксе и Джуно.33 В 1980 г. Барбара Смит опубликовала довольно подробное описание архивных материалов Русской Православной церкви на Аляске.34 Небольшая коллекция копий документов о деятельности православных священников на Алеутских и Курильских островах в 20-60-е годы XIX в. представлена в собрании РГБ (ф. 743, 2.20-28). В основном это дневники и журналы, веденные священниками церкви Св. Николая на о-ве Атха (Атхинский отдел РАК) Яковом Нецветовым, Лаврентием Саламатовым и Василием Шабалиным. Кроме записей, касающихся миссионерских обязанностей, состояния церквей и приходов, эти материалы содержат немало сведений о жизни русского и туземного населения Русской Америки, что делает их весьма ценным историческим источником.35 _____________________________________ 33 Православные миссионеры на Аляске / Сост., введ. и примечания Г.И. Дзенискевич // Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев. — М.: Мысль, 1994. С. 191-195. 34 Smith В. Russian Orthodoxy in Alaska: a history, inventory, and analysis of the church archives in Alaska with annotated bibliography. Published for the Alaska historical commission, 1980. 35 Материалы Российско-Американской компании: Описание единичных архивных материалов (ф. 743. № 2. 20-28). — Подготовлено Е.Н. Ошаниной // Записки Отдела рукописей Гос. биб-ки СССР им. В.И. Ленина. — М., 1979 — Вып. 40. — С. 149-150. ________________________________________________ Не менее сложной оказалась судьба "русской" части консисторского архива Камчатской епархии. В середине 60-х годов XIX в. большую его часть составляли, видимо, документы Камчатского духовного правления, находившиеся в тот период на прежнем месте в городе Петропавловске. Однако в 1866 г., по предложению архиепископа Иннокентия, правление вместе с его архивом перевели в Николаевск, где в это время находились все гражданские и военные учреждения Приморской области. После выделения в 1869 г. Якутии в самостоятельную епархию возник вопрос об архивных документах, необходимых для ее практической деятельности. В связи с этим архиепископу Иннокентию была направлена выписка из указа Синода от 3 марта 1870 г. с предложением переслать из Благовещенска "все дела, касающиеся Якутской епархии, в том числе отчеты Якутских викарных преосвященных о состоянии епархии, а также необходимые циркулярные указы Святейшего Синода в копиях".36 29 октября 1870 г. епархиальный Совет постановил: "Отобрать все дела касающиеся до Якутской епархии и составив оным опись препроводить при отношении в Якутскую духовную консисторию". Сохранились и сами эти описи. В одной из них, содержащей только делопроизводственную нумерации, числится 55 архивных дел за 1853-1869 гг. В другую опись ("реестр", составленный вообще без нумерации) внесено 94 дела за 1863-1870 гг.37 Таким путем образовался уже упоминавшийся комплекс документов Камчатской духовной консистории (ф. 227-и, 216 д., 1856-1910 гг.), находящийся ныне в Национальном архиве Республики Саха (Якутия).38 _____________________________________ 36 ГААО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 197. Л. 1. 37 Там же. Л. 3-3 об., 4-7, 9-15 об. 38 Краткий справочник по фондам ЦГА ЯАССР с филиалами (1701-1895 гг.).—Якутск, 1989. С. 39 _________________________________________________ По мере заселения русскими людьми Южно-Уссурийского края, Приамурья и Сахалина становились очевидны неудобства пребывания духовного правления в Николаевске. Оно оказалось в стороне от подчиненных ему церквей, и особенно тех, что были разбросаны на огромных расстояниях по морскому побережью в Удском, Охотском, Гижигинском и Камчатском округах. Еще более осложнило положение Камчатского (Николаевского) духовного правления в 70-е годы XIX и после перенесения главного порта из Николаевска-на-Амуре во Владивосток. В 1879 г., во время очередной инспекции епархии, епископ Мартиниан посетил духовное правление в Николаевске и, ознакомившись с положением дел, обратился в Синод с предложением о его переводе в Благовещенск. Особое внимание владыки привлек архив, выглядевший крайне запущенным. Оставлять его в Николаевске было нельзя, ибо своего здания в городе духовное правление не имело и ютилось в сторожке при ограде Николаевского собора. 17 июля 1880 г. епископ Мартиниан писал в консисторию, что "весь архив, привезенный из упраздненного Камчатского Д[уховного] Правления в Николаевское, находится в безпорядке и, за не имением средств, не может быть там приведен в форменное благоустройство; между тем в этом архиве заключаются такие драгоценные манускрипты, которые могут доставить богатый материал для истории Камчатской церкви, а особенно со времени открытия Камчатской епархии". Чтобы спасти "эти памятные древности от истребления и доставить преподавателям Благовещенской Д[уховной] Семинарии возможность заняться разработкою этих материалов с научною целию", владыка решил перевезти архив в консисторию, поручив это преподавателю Благовещенской семинарии А.В. Кириллову. Николаевскому духовному правлению епископ Мартиниан приказал "укупорить весь архив до 1866 года и сдать оный на пароход под наблюдение г. Кириллова". Деньги на перевозку выделялись из "остаточных епархиальных сумм".39 Примечательно, что епископ Мартиниан, будучи глубоко просвещенным человеком, заботился об архиве не только из практических, но и научных соображений, о чем говорит трогательное внимание к "драгоценным манускриптам". Не трудно представить, какая участь их ожидала, останься архив на прежнем месте. И уж конечно, едва ли этот архив уцелел бы в пожаре "николаевских событий" 1920 г. Между прочим, осенью 1880 г. при перевозке архива в Благовещенск тоже возникали сложности. 10 ноября А.В. Кириллов докладывал епископу Мартиниану, что отправить документы из Николаевска он не смог. По его словам, "главным препятствием для этого послужила усиленная перевозка груза, вследствие чего ни один пароход не согласился принять от меня груз, как от частного лица". Поэтому пришлось дожидаться зимнего пути по Амуру и отсылать архив частями на почтовых. Лишь 21 февраля 1881 г. диакон Пыжнов телеграфировал в консисторию о том, что "последний тюк сдан на почту".40 __________________________________ 40 Там же. Д. 12. Л. 20. ____________________________________________ В мае 1881 г. А.В. Кириллов, исполнявший тогда обязанности ректора Благовещенской духовной семинарии, передал доставленные материалы в консисторский архив. Как следует из рапорта занимавшихся приемкой архива секретаря консистории титулярного советника Николая Чернова и канцелярского служителя Николая Жилина, исполнявшего обязанности ее архивариуса, документы охватывали период с 1723 по 1867 год. О физической сохранности архива они сообщали: "Дела и книги находятся в самом жалком состоянии, особенно первых годов, так например: нет начальных, конечных или средних листов в делах, другие без обложек и без начальных листов, некоторые при перевозке архива из Петропавловска в Николаевск подмочены, почему листы слиплись, чернилы отцвели и бумага сгнила; указы св. Синода находятся или в делах, или порознь. Из дел много выпавших или оторванных листов, которые связаны составляют кучу бумаги, стоп до шести. Все дела требуют новых обложек, перешивки и составления новой описи, так как оная хотя и есть, но составлена не правильно (без обозначения когда началось или кончилось дело) и многих де и не оказалось".41 Оставшаяся в Николаевске часть архива (около 26 пудов) осенью того же года была принята по "сдаточным ведомостям" членом правления протоиереем Александром Протодиаконовым. Кроме дел самого Николаевского духовного правления, по всей вероятности, эта часть архива включала и бумаги местных приходов Камчатской епархии (метрические книги, исповедальные росписи, клировые ведомости и т. п.) за 1740-1866 гг. Судя по описям, это были документы старинных камчатских церквей Большерецкой, Петропавловской, Нижне-Камчатской, Верхне-Камчатской, Мильковской, Тигильской, Ключевской, а также "разных церквей" Приамурского края за 1866-1872 гг. Все эти материалы тоже подлежали передаче в Благовещенск, т. к. указом Синода от 30 сентября 1881 г. Николаевское (Камчатское) духовное правление упразднялось с 1 января 1882.42 Таким образом, сложился единый комплекс документов по истории православия на Дальнем Востоке - архив Камчатской духовной консистории, который в советское время вновь оказался разобщенным. Перемещение старых церковных архивов в епархиальный центр не только способствовало их лучшей сохранности, но и в известной мере стало событием для молодого еще Благовещенска, основанного в 1858 г. Культурная жизнь здесь только зарождалась: появились первая типография (с русским и маньчжурским шрифтами) и библиотека, отстроены кафедральный собор и кладбищенская церковь, открыты метеостанция, народное училище, женская Алексеевская школа, духовная семинария и мужская прогимназия.43 ____________________________________ 42 Там же. Л. 22, 23-30, 37, 83-86, 95 об. 43 Благовещенску сто лет (1858-1958): Сб. документов и материалов. — Благовещенск, 1959 С. 523-524. ____________________________________ Амурская область, имевшая большое будущее, нуждалась в человеке, взявшем бы на себя миссию ее летописца. Им оказался уже упоминавшийся А.В. Кириллов, на которого архиерей не случайно возложил хлопоты с епархиальным архивом.44 Интересы молодого кандидата богословия не ограничивались преподаванием латыни. Его увлекали многие проблемы жизни края в прошлом и настоящем. А.В. Кириллов активно сотрудничал в сибирских и дальневосточных газетах. Историкам хорошо известны его "Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей со включением некоторых пунктов сопредельных с ними стран" (Благовещенск, 1894), ряд других публикаций по истории, географии, экономике и статистике Амурского края. Немало сил и энергии он отдал комплектованию коллекций и фондов городского музея - старейшего научного учреждения Благовещенска, в собраниях которого представлены как вещественные, так и уникальные документальные памятники истории Приамурья.45 А.В. Кириллов стал по существу и одним из первых исследователей истории Русской Православной церкви на Дальнем Востоке. С его участием была разработана программа празднования 100-летия со дня рождения митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) и составлена его биография, опубликованная в "Камчатских епархиальных ведомостях" (1894). В этом же издании увидели свет его статьи "По поводу предстоящего 100-летнего юбилея распространения христианства в бывших Российско-Американских владениях", "Материалы для истории Камчатской епархии" (1895) и другие работы, основой которых стали документы консисторского архива. В1905 г. А.В. Кириллов уехал из Благовещенска и в настоящее время его личный архив оказался в собрании РГИА в Санкт-Петербурге (ф. 1638,248 д., 1873-1909 гг.).46 Он включает его дневники, переписку, коллекцию исторических документов, хронологические перечни событий по Амурскому краю и иные ценные материалы, не утратившие своей значимости для современных историков. ___________________________________________ 44 Кириллов Александр Васильевич (1851 - ок. 1910) - общественный деятель, ученый и краевед. Родился в г. Архангельске. После окончания Московской духовной академии работал преподавателем Благовещенской духовной семинарии, мужской прогимназии, затем гимназии. В 1898-1905 гг. - городской голова. Активно сотрудничал в сибирских и дальневосточных изданиях. Организатор "Амурской газеты'" (1885-1899). Автор ряда книг и статей по проблемам истории и хозяйственного освоения Амурского края. (О нем см.: Амурская область: Опыт энциклопедического словаря. — Благовещенск, 1989. С. 202.) 45 Ермацанс И.А. А.В. Кириллов // Да ведают потомки: К 100-летию Амурского областного краеведческого музея. — Благовещенск: Амур. обл. краевед, музей, 1991. С. 12-15. 46 Личные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель. — М., 1962. — Т. I. — С. 327. _____________________________________________________ В последней трети XIX в. число православных приходов на Дальнем Востоке быстро растет. Это был важный элемент колонизации, способствовавший духовной оседлости населения края. К сожалению, документы многих приходов за ранние годы сохранились плохо. Это объясняется условиями жизни православных священников, которым в 60-70-е гг. XIX в. приходилось немало разъезжать не только по русским селениям, но и по туземным стойбищам для исполнения миссионерских обязанностей. Каких только приключений не выпадало на долю первых миссионеров. Так, например, в документах Анивской церкви на Сахалине мы встречаем по этому поводу весьма красноречивую запись священника о. Симеона (Казанского). Он сообщал, что 22 октября 1870 г. "при следовании из поста Сертунай в пост Кусунай на шлюпке, в японско-айнской деревне Усури,47 сильным штормом, захватившим нас внезапно в море, разбило шлюпку, и все наше имущество, в коем был и церковный архив, унесло в море, [а] мы сами едва спаслись от смерти".48 Несколько позднее, в 80-90-е гг. XIX в., архивы большинства местных приходов Приамурского края приобрели вполне упорядоченный вид. Контроль за их состоянием велся простой, но эффективный. Епископы, объезжая епархию, после богослужений, как правило, обязательно осматривали храм, проводили ревизию "церковного письмоводительства, архива и библиотеки".19 Особое внимание уделялось оформлению актовых записей. В январе 1896 г. секретарь Камчатской духовной консистории представил даже специальный доклад об ошибках в заполнении метрических книг. После этого всем причтам епархии было направлено распоряжение о ведении метрических книг в строгом соответствии с правилами, "по всей важности извлекаемых из них документов о главнейших событиях в жизни каждого лица".50 __________________________________________ 48 ГАСО. Ф. 23. Оп. 1. Д. 1. Д. 48-49. 49 См.: Описание поездки Преосвященного Евсевия, епископа Камчатского для обозрения церквей епархии, совершенной с 18 по 22 августа 1989 года // Камчатские епархиальные ведомости. — 1899. — № 1. — 15 января. С. 6-7; № 2. С. 26-27. 50 ГААО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 285. Л. 5-5 об. __________________________________________________________ Источниковую базу по истории православия на Дальнем Востоке логически дополняют частные документальные собрания некоторых деятелей Церкви XIX - начала XX вв. Личные фонды и коллекции представителей духовенства исторически связаны с сохранившимися архивами духовных консисторий и православных церквей Дальнего Востока, но фактически, т. е. по составу и содержанию своих источников, они далеко выходят за рамки чисто историко-церковной проблематики. К ним относится прежде всего личный архив первого епископа Камчатской епархии, а впоследствии митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова). Документальные материалы, характеризующие жизненный путь этого выдающегося деятеля Русской Православной церкви, его научные искания и литературное творчество, представлены в составе Музейного собрания РГБ в Москве (ф. 178, 300 лл., 1828-1870 гг.). Эта коллекция включает материалы, подаренные в свое время его биографом И.П. Барсуковым, а также некоторыми другими лицами, в частности, А.Г. Корниловым. В ней представлены статьи самого епископа Иннокентия о Камчатской епархии, его переписка с родными и официальными лицами; материалы о миссионерской деятельности на Камчатке, Аляске и островах Тихого океана; документы, связанные с военными событиями на Дальнем Востоке в 1853-1856 гг., ликвидацией в 1867 г. Аляскинской православной миссии и Российско-Американской компании в связи с продажей Русской Америки, ряд других не менее ценных источников по истории Дальнего Востока.51 Кроме того, часть личных бумаг И. Вениаминова находится в хранилище рукописного отдела РНБ в Санкт-Петербурге (ф. 314, 22 д., 1817-1875 гг.).52 В Отделе рукописей ГРБ имеется также ряд других коллекций личного происхождения, связанных с деятельностью духовных миссий за рубежом. Среди них материалы архиепископа Николая (Касаткина) - главы русской православной миссии в Японии в 1861-1912 гг.53 Уже в наши дни, как и Иннокентий (Вениаминов), он канонизирован в лике святых Русской православной церкви. В 80-е гг. XIX в. собрание Румянцевского музея пополнилось крупной коллекцией бывшего генерального консула в Китае действительного статского советника К.А. Скачкова, которую подарила его вдова - Каролина Фоминична Скачкова. К.А. Скачков был не только дипломат, но и талантливый ученый-синолог. Его архив (ф. 273, 281 д., 1830-1883 гг.) содержал массу сведений по истории, экономике и культуре Китая, дипломатических отношениях с Россией и т. д.54 ____________________________________ 51 Отчет Московского публичного и Румянцевского музеев за 1883-1885 гг., представленный директором музеев Г. Министру народного просвещения. — М., 1886. С. 74; Государственная ордена "Ленина библиотека СССР им. В.И. Ленина: Краткий указатель архивных фондов Отдела рукописей / Сост.: Е.Н. Коншина, Н.К. Швабе. — М., 1948. С. 84. 52 Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель. — М., 1962. — Т. I. — С. 295. 53 Государственная ордена Ленина библиотека СССР им. В.И. Ленина: Краткий указатель архивных фондов Отдела рукописей. С. 132-133. 54 Деятельность К.А. Скачкова как собирателя документальных материалов по истории Китая заслуживает отдельного описания. В ОР РГБ имеется также коллекция китайских рукописей и ксилографов, подаренная им Румянцевскому музею в 1873 г. (ф. 274, 804 д., XVI-XK вв.). См.: Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель. — М., 1963. — Т. П. — С. 392. ________________________________________________ В ее состав входят документальные коллекции некоторых других лиц, в частности, сотрудников Пекинской духовной миссии в первой половине XIX в.: члена-корреспондента Академии наук Н.Я. Бичурина (в монашестве Иакинф); архимандрита, профессора Казанского университета Даниила (Сивиллова); иеромонахов Аввакума (Д. С. Честнова), Феофилакта (Киселевского), Палладия (П.И. Кафарова).55 Для современных историков также представляет интерес хранящийся в Тобольском филиале Государственного архива Тюменской области личный фонд протоиерея города Омска Александра Сулоцкого (Ф. 144,100 д., 1841-1877 гг.),56 который собирал материалы по истории православия в Сибири. В фонде имеются описания сибирских церквей и монастырей, материалы о языческих верованиях народов Алтая и Забайкалья, рукописи о деятельности Аляскинской, Камчатской (Анадырской), Албазинской христианских миссий (1671-1689) и английской миссии в Забайкалье в начале XX столетия.57 В целом же следует заметить, что личные фонды деятелей православной Церкви в государственных архивохранилищах России представлены реже, чем можно было бы ожидать. Это явно заметно по сравнению с общим количеством личных фондов и коллекций людей иных профессий, например, военной или творческой интеллигенции (писателей, ученых и т. д.). Вероятно, это результат репрессивной политики в отношении духовенства, проводившейся на протяжении полувека атеистическим государством, каковым являлся Союз ССР. ___________________________________________________ 55 Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: Указатель. — М 1963, — Т. П. —С. 166. 56 Путеводитель по государственным архивам Тюменской области / Под ред. П.И. Рощевского. — Тюмень, 1962. С. 148. 57 ТФ ГАТО. Ф. 144-и. Оп. Д. 44, 44-а, 45 и др.
|