Авторизация



Погода

GISMETEO: Погода по г.Корсаков

Баннеры

Сервер 'Россия Православная'

Яндекс цитирования
Rambler's Top100

Кто на сайте?

Сейчас на сайте:
  • 69 гостей
Новые пользователи:
  • Николай
Всего пользователей: 32

DatsoGallery Ultimate



DG Slideshow

AllVideos Reloaded

Phoca Gallery Image Module

12
Image Detail

Phoca Gallery Tree Module

Фото из галереи

Опросы

Как Вы относитесь к идее создания Детской Морской Флотилии на базе Монастыря
 

Статистика

Пользователей : 4347
Статей : 343
Ссылки : 15
Просмотрено статей : 882334

Phoca Gallery Menu Module

Календарь

Церковь на Сахалине. гл.2 - Cтраница 3 PDF
История Сахалина - Миссионеры
Добавил(а) o_Serafim   
13.06.10 13:21
Оглавление
Церковь на Сахалине. гл.2
Страница 2
Страница 3
Все страницы

 

По данным, которые опубликованы в «Сахалинском календаре» за 1899 год, на острове было 10 православных церквей и 6 часовен. Однако в списке, который приводится в этом же выпуске календаря, значится 10 церквей и только 4 часовни:


ЦЕРКВИ

Пост Александровский

Александровская тюремная однопрестольная церковь в память По­крова Пресвятой Богородицы.

Пост Дуэ

 

Дуйская тюремная однопрестольная церковь в честь Святителя Ни­колая Чудотворца.

Селение Корсаковка

 

Корсаковская, приписная к Алек­сандровской Покровской, приютская церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи Крестителя Господня.

Селение Ново-Михайловка

 

Ново-Михайловская тюремная однопрестольная церковь в честь

Ар­хистратига Божия Михаила.

Селение Дербинское

 

Дербинская тюремная однопрестольная церковь в честь святого Пророка Божия Илии.

Селение Рыковское

 

Рыковская тюремная однопрестольная церковь в честь праздно­вания Казанской иконы Божьей Матери.

Селение Мало-Тымовское

Мало-Тымовская приписная однопрестольная церковь во имя Преподобного Антония.

Селение Онор

Онорская приписная однопрестольная церковь в память Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Пост Корсаковский

Анивская тюремная однопрестольная церковь в честь Святителя Ни­колая Чудотворца.

Селение Березняки

Березняковская тюремная однопрестольная церковь в честь Святого равноапостольного князя Владими­ра.






ЧАСОВНИ

 

Пост Александровский

 

Часовня без алтаря, в память из­бавления императора Николая II от угрожавшей ему опасности, во время путешествия по Японии в бытность наследником в 1891 году.

Пост Дуэ

Часовня во имя Святого Апостола и Евангелиста Марка, в память

со­стоявшегося 25 апреля 1875 года трактата между Россией и Япони­ей.

Селение Галкино-Враское (ныне г.Долинск)

Часовня с алтарем в честь Святого равноапостольного князя Михаила Черниговского.

 

Селение Кресты

(ныне с.Старорусское Анивского района)

Часовня с алтарем в память Воз­движения Честного и Животворя­щего Креста Господня.

 

 


Видимо, этот перечень православных храмов Сахалина не совсем полный. В нем не указаны еще две часовни. По имеющимся сведениям, одна часовня была в селении Владимировка Корсаковского округа (ныне г. Южно-Сахалинск). Об этом упоминает А.П.Чехов в черновой рукописи «Острова Сахалин» не вошедшей в опубликованный текст книги. Антон Павлович описал освящение часовни, на которое он приезжал во Владимировку из поста Корсаковского с местным священником отцом Александром и иеромонахом Ираклием. Произошло это событие в 1890 году, накануне праздника Покрова (27).
Еще одна часовня была в районе мыса Крильон, где в 1887 году потерпел крушение пароход Добровольного флота «Кострома», доставивший на остров большую партию ссыльно-каторжных. Благодаря распорядительности и находчивос­ти командира корабля П.Н.Качалова и пассажиры, и команда были спасены. Как только все оказались на суше, по этому случаю отслужили молебен. Позднее из обломков парохода «Кострома» на берегу Татарского пролива возвели небольшую часовню в память об этом событии.

Население Сахалина, формировавшееся под влиянием ка­торги и ссылки, было многонациональным. Администрация военного губернатора и местное православное духовенство вполне лояльно и терпимо относились к жителям иных вероисповеданий. В посту Александровском, например, наряду с православной церковью действовали молитвенные дома евангелическо-лютеранской и римско-католической церквей, а также мусульманская мечеть, построенная в 1890 году на средства жертвователей-магометан (28).

Как известно, к числу православных христиан, не связан­ных с официальной Церковью, относились раскольники или старообрядцы. Их положение на Сахалине, как и всюду в царской России, было значительно сложнее. Преследуемые властями и духовенством, сторонники «старой, веры» попа­дали на остров в общем потоке каторжан и ссыльных. До принятия Манифеста 17 октября 1905 года, провозгласивше­го свободу совести, веротерпимость и легализировавшего старообрядчество, мы не располагаем какими-либо точными данными о численности староверов на Сахалине. Можно лишь предполагать, что их насчитывалось несколько сотен человек. После военных действий 1905 года, когда тысячи сахалинцев эвакуировались на материк, большая часть ста­рообрядцев все-таки осталась на прежнем месте. Видимо, это связано с тем, что в отличие от остального «ссыльного элемента» старообрядцы оказались накрепко связаны с Сахалином имущественными интересами.

В 1908 году на Северном Сахалине побывал уполномо­ченный Совета Всеросийского съезда старообрядцев В.Е.Мельников. По его сведениям, «явных старообрядцев» насчи­тывалось здесь свыше сотни семей, но все они жили разбросано, по два-три семейства в селении. На общем фоне небогатого сахалинского крестьянства трудолюбивые семьи староверов заметно выделялись. Жили они, как правило, очень справно. Каждая семья имела хороший дом, крепкое хозяйство, несколько голов крупного рогатого скота и лошадей. Например, старообрядец Федосеевского согласия Т.К.Алексеев был старостой села Корсаковка. Он имел два дома с надворными постройками и двумя участками земли, 10 голов рогатого скота, 5 лошадей, сельскохозяйственного инвентаря и имущества на 3 тысячи рублей. Исполнитель духовных треб местных старообрядцев, некто И.А.Парфенов, кроме скота и инвентаря, имел 5 домов, розданные в наследство сыновьям, стоимостью все не менее 5 тысяч рублей (29).

После 1905 года не пожелала возвращаться в Россию и осталась на Южном Сахалине при японцах, небольшая община русских старообрядцев. Как сообщает писатель В.Я.Канторович, их насчитывалось 27 семейств (30). Жили они довольно обособленно в деревне Аракури*. Как установил сахалинский краевед С. Федорчук, некоторые потомки из этих семей староверов и по сей день живут на Сахалине (31).

В конце XIX — начале XX века Православная Церковь, будучи государственной религией, занимала господствующее положение на Сахалине. При поддержке местной администрации строительство православных храмов продолжалось вплоть до русско-японской войны и начала боевых действий самом Сахалине, развернувшихся летом 1905 года. Так, перед самым началом войны, были построены церкви в се­лениях Владимировка и Нояси**.


___________________________________

* До 1905 г. селение называлось Аракул; с 1947 г. — пос. Выселки Kopсаковского района.

** Ныне г.Лесогорск Углегорского района.

_____________________________________

Но в целом преобладающая роль Православной Церкви на Сахалине в тот период объяснялась, конечно же, не столько правительственной поддержкой, сколько объективными условиями и прежде всего составом населения. Несмотря на довольно пестрый состав жителей острова, основную его часть представляли православные — выходцы из центральных и южных губерний России, Украины и Сибири. Преобладание православного населения нашло свое отражение, в частности, в названиях населенных пунктов, основанных в период каторги. Часть этих названий с течением времени, по ряду исторических причин, исчезла с карты Сахалинской области. Но некоторые из них сохраняются и по сей день. Это село Воскресеновка Тымовского района; село Покровка (прежнее название — Покровское) Долинского района и дру­гие. После двух войн, прокатившихся огненным смерчем по Сахалину в первой половине XX столетия, почти не осталось на острове исторических памятников. И потому сохранившие­ся старые русские названия, не только связанные с право­славием, но и «светские», нам особенно дороги. Каждое из этих названий — словно маленькая лампадка, которая све­тит из далекого прошлого, не позволяя забывать о нем.

Имеющиеся материалы по этнографии русского населе­ния Сахалина конца XIX — начала XX века не содержат каких-либо конкретных сведений по проблеме так называе­мого бытового православия. Но, как известно, религиозные взгляды основной части христианского населения России все же несколько отличались от официального учения Церкви. Отечественная литература и устное народное творчество по­казывают, что российское крестьянство далеко неоднозначно относилось к духовенству. Крестьян возмущали жадность и стяжательство некоторых сельских «батюшек», их формаль­ное отношение к пастырским обязанностям и недостойное по­ведение в быту. Зачастую крестьяне соединяли в своем соз­нании христианство с языческими суевериями и обрядами, верой не только в Бога, но и в домовых, леших, водяных, ду­хов и т. д. (32). И, конечно же, основная масса населения острова не являлась исключением в этом отношении.

Поэтому, рассматривая историю Православной Церкви на Сахалине, следует сказать и о том, что было бы серьезной ошибкой хоть в какой-то мере идеализировать прошлое ост­рова-каторги, а тем более наших далеких предшественников — сахалинских первопоселенцев. Надо помнить, что боль­шинство из них было «острожного закала», а потому повы­шенной чувствительностью, да и набожностью не отлича­лось. Эту черту психологии островитян эпохи каторги отме­чали многие путешественники. Один довольно наблюдатель­ный автор писал по этому поводу о своих впечатлениях в 1902 году в газете «Восточный вестник»: «Сахалинский посе­ленец редко даже перед церковью снимает шапку, а подходя к ведру с водкой, уже обязательно с благоговением снимает долой свою фуражку» (33).

Русско-японская война 1904—1905 годов завершилась для России утратой Южного Сахалина. Каторга прекратила свое существование, а в 1906 году правительство приняло закон о ее официальной отмене. Большая часть жителей покинула остров. В конце 1905 года на Северном Сахалине осталось всего 5,5 тысяч русских. В южной части острова, отошедшей к Японии, насчитывалось несколько десятков семей российских подданных. Хозяйство Сахалина пришло в состояние упадка и разрухи, многие селения оказались заброшены. Сократилось и число православных приходов, а на Южном Сахалине деятельность Русской Церкви на несколько лет вообще прекратилось.

В ходе боевых действий летом 1905 года пострадали многие храмы Южного Сахалина. Церковь в посту Корсаковском сгорела во время высадки японского десанта. Та же участь постигла и церковь в Березняках, с той лишь разницей, что случилось это в результате лесного пожара, уничтожившего часть селения. Уцелевшие православные храмы в селениях Владимировка, Галкино-Враское, Кресты, Нояси остались без присмотра, были почти полностью разграблены и постепенно разрушались. В некоторых из них размещались японские учреждения. Церковные колокола японцы поснимали и приспособили их для своих нужд — на железнодорожных станциях и пожарных вышках.

На территории Южного Сахалина было образован губернаторство Карафуто, с центром в городе Тоехара*. Заботу об оставшемся православном населении Карафуто взяла на себя русская духовная миссия в Японии. Потрясения русско-японской войны не отразились на положении миссии. А поскольку глава миссии епископ Николай поддержал во время войны правительство Японии, то это еще более укрепило позиции православия в этой стране. По данным на 1914 год в Японии насчитывалось около 37 тысяч православных христиан; действовало три православных церкви, имевших 37 священников, 8 диаконов и 113 катехизаторов из крещенных японцев. В Токио находилась духовная семинария, в которой обучалось 67 человек. Служба в церквах велась на японском языке (34).

В 1909—1911 годах Карафуто трижды посетил отец Сергий — епископ Киотосский и помощник главы православной миссии в Японии**.

___________________________________

* Бывшее селение Владимировка: с 1946 года г. Южно-Сахалинск.

* * Отец Сергий — в миру Сергий Тихомиров (1863, по другим сведениям 1871 — 1945), крупный деятель Русской Православной Церкви, духовный писатель. В 1895 г. пострижен в монашество. В 1896 г. окончил Петербургскую духовную академию. Магистр богословия. В 1905-1908 гг. — ректор той же академии, епископ Ямбурский. С 1921 г. архиепископ, с 1931 г. — митрополит Японский.

__________________________________

Преодолевая многочисленные трудности он побывал во многих населенных пунктах, где еще прожи­вали бывшие российские подданные, а также православные
японцы. Наряду с исполнением духовных треб, епископ Сер­гий провел обстоятельное обследование всех оставшихся на
Карафуто православных церквей. Благодаря его усилиям и настойчивости, удалось вернуть часть церковного имущества,
прежде всего сами здания храмов и церковные колокола. С японской администрацией ему удалось договориться о бес­латной аренде участков земли, занятой церковными построй­ками.

Поездки отца Сергия на Южный Сахалин и его страст­ные выступления в печати о жизни «сирот-сахалинцев» не остались без внимания в России. Решением Синода в 1911 году на Карафуто был открыт приход. В его состав вошли все русские, оставшиеся в южной части острова и японские переселенцы, исповедавшие православие, а также православ­ные из числа туземцев — айны, ороки и др. Для них Святей­ший Синод выделил средства на содержание иерея, псалом­щика, и учителя. Желающие ехать на далекий Сахалин, да еще туда, где управляли японцы, нашлись не сразу. Лишь в сентябре 1911 года прибыл на Карафуто с походной цер­ковью молодой священник отец Николай. К новому месту службы его сопровождал все тот же неутомимый епископ Сергий (35).

В эти же годы небольшой приход православной миссии находился на Курильских островах, а точнее, на о.Шикотан. Сюда еще в 80-х годах XIX века японские власти переселили с северных островов Большой Курильской гряды, Шумшу и Парамушир, несколько десятков айнов — бывших российских подданных. Это были те самые курильцы, предки которых приняли православие еще во времена Иннокентия Вениаминова и даже раньше. Спустя десятилетия они сохраняли русские фамилии — Сторожев, Плетин, Черный, а также имена, полученные при крещении. В 1903 году Шикотан посетил архимандрит Сергий из духовной миссии в Токио (36). В по­следующие годы православные священники продолжали бывать на Шикотане.

В селении Сикотан* была построена небольшая часовня, сохранившаяся до 1945 года, когда на южные острова Курильской гряды пришли советские войска. Высадившись на Шикотане, советские десантники были очень удивлены, встретив в домах местного населения потемневшие иконы и книги на церковно-славянском языке (37). В послевоенные годы потомки православных курильцев, вместе с репатриированным населением из числа японских граждан, выехали в Японию.

______________________________


* Ныне пос. Малокурильское Южно-Курильского района Сахалинской области.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Глава I I

  1. РГИАДВ. - Ф. 87. — Оп. 1. — Д. 668. — Л. 30, 42.
  2. Эпизод с крушением клипера «Гайдамак» положен, и частности, в основу сюжета известного рассказа К. М. Станюковича «Ужасный день», написанного в 1893 году. (См.: К. М. Станюкович, Морские рассказы. —
    М.; 1984. — С. 37—63).
  3. И. Барсуков. Указ. соч. — С. 497--408.
  4. Августинович Ф. Жизнь русских и инородцем на острове Сахалине. (Очерк и заметки из девятимесячного дневника)'/ Всемирным путешест­венник. — 1874. — Январь. — С. 66—67.
  5. РГИАДВ. — Ф. 1. — Оп. 1—Д. 62.— Л. 2.
  6. РГИАДВ. — Ф. 1154. — On. L —Д. 2, — Л. 56.
  7. ГАСО. — Ф. 23. — On. 1. — Д. 1. — Л. 48—49.
  8. РГИАДВ. — Ф. 1. —Оп. 1. —Д. 335.— Л. 8—16.
  9. В.Витгефт. Два слова об острове Сахалине// Кронштадтский вестник. — 1872. — № 17. — С. 70.
  10. И.Барсуков. Указ соч. — С. 493.
  11. А.Я.Максимов. Поп Семен (быль об одном забытом подвиге)/На Дальнем Востоке. — СПб., 1894. — С. 2—18.
  12. А.П.Чехов. Остров Сахалин. (Из путевых заметок)// Поли. собр.соч. — Т. 14—15. — М., 1978. — С. 301—302.
  13. В.К.Шван. Занятие Южного Сахалина// Тюремным вестник. — 1894. — № 9. — С. 426.
  14. Иеромонах Ионафан. Святитель Николаи Японский// Свободный Сахалин. — 1990. — 15 декабря. — С. 8.
  15. Синтаро Накамура. Русские и японцы.: Из истории контактов. — Пер. с яп. — М., 1983. — С. 236—241.
  16. Сахалинский календарь на 1899 год. — о. Сахалин, 1899. — С. 36.
  17. ГАТО. — Ф. 911. — Оп. 1. - Д. 4. — Л. 9-10.
  18. А. П.Чехов. Указ. соч. — С. 82, 812—813.
  19. ГАТО. — Ф. 911. — Оп. 1. — Д. 4. — Л.14.
  20. И.П.Миролюбов. Восемь лет на Сахалине. — СПб., 1901. — С. 75—76.
  21. А.П.Чехов. Указ. соч. — С. 301.
  22. Сахалинский календарь на 1899 год. — С. 23—24.
  23. И.П.Миролюбов. Указ. соч. — С. 88.
  24. Там же. — С. 24.
  25. Г.Захарова. Зазвучит ли музыка?// Молодая гвардия. — 1991.— 29 января. — С. 3.
  26. А.П.Чехов. Указ.соч. — С. 300.
  27. Там же. — С. 648.
  28. Сахалинский календарь на 1899 год. — С. 35—36.
  29. В.Е.Мельников. Дальний Восток. Амурская область и о.Саха­лин.: Издание Совета Всероссийского съезда старообрядцев. — М., 1909.— С. 25—29.
  30. В.Канторович. Сахалинская повесть. — М., 1971. — С. 91.
  31. С.П.Федорчук. Русские на Карафуто// Читая «Остров Сахалин».: Доклады и сообщения участников историко-краеведческой конференции, посвященной 100-летию путешествия А.П.Чехова на остров Сахалин.— Южно-Сахалинск, 1990. — С. 111—116
  32. В. А.Федоров. Православная церковь в XIX веке// Православная церковь в истории России. — С. 168.
  33. Ш-ов. Рыбная ловля на лимане Амура, побережья Сахалина//Вос­точный вестник. — 1902. — № 216. — С. 2.
  34. Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.): Критические очерки. — М, 1967. — С.290—292.
  35. Епископ Сергий. На Южном Сахалине (из путевок заметок)// Краеведческий бюллетень.— 1991. — № I. — С.33—141.
  36. Из отчета отца Сергия о поездке на Шикотан в 1903 г.// Свобод­ный Сахалин. — 1990. — № 30. — С. 4.
  37. А. Денисов. Шикотанская трагедия// Дальний Восток. — № 4. — С.115—117.


 
© 2008 | Joomla 1.5 Templates by vonfio.de