Церковь на Сахалине. гл.2 - Cтраница 3 |
![]() |
История Сахалина - Миссионеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Добавил(а) o_Serafim | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.06.10 13:21 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 3 из 3
По данным, которые опубликованы в «Сахалинском календаре» за 1899 год, на острове было 10 православных церквей и 6 часовен. Однако в списке, который приводится в этом же выпуске календаря, значится 10 церквей и только 4 часовни:
Видимо, этот перечень православных храмов Сахалина не совсем полный. В нем не указаны еще две часовни. По имеющимся сведениям, одна часовня была в селении Владимировка Корсаковского округа (ныне г. Южно-Сахалинск). Об этом упоминает А.П.Чехов в черновой рукописи «Острова Сахалин» не вошедшей в опубликованный текст книги. Антон Павлович описал освящение часовни, на которое он приезжал во Владимировку из поста Корсаковского с местным священником отцом Александром и иеромонахом Ираклием. Произошло это событие в 1890 году, накануне праздника Покрова (27). Население Сахалина, формировавшееся под влиянием каторги и ссылки, было многонациональным. Администрация военного губернатора и местное православное духовенство вполне лояльно и терпимо относились к жителям иных вероисповеданий. В посту Александровском, например, наряду с православной церковью действовали молитвенные дома евангелическо-лютеранской и римско-католической церквей, а также мусульманская мечеть, построенная в 1890 году на средства жертвователей-магометан (28). Как известно, к числу православных христиан, не связанных с официальной Церковью, относились раскольники или старообрядцы. Их положение на Сахалине, как и всюду в царской России, было значительно сложнее. Преследуемые властями и духовенством, сторонники «старой, веры» попадали на остров в общем потоке каторжан и ссыльных. До принятия Манифеста 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести, веротерпимость и легализировавшего старообрядчество, мы не располагаем какими-либо точными данными о численности староверов на Сахалине. Можно лишь предполагать, что их насчитывалось несколько сотен человек. После военных действий 1905 года, когда тысячи сахалинцев эвакуировались на материк, большая часть старообрядцев все-таки осталась на прежнем месте. Видимо, это связано с тем, что в отличие от остального «ссыльного элемента» старообрядцы оказались накрепко связаны с Сахалином имущественными интересами. В 1908 году на Северном Сахалине побывал уполномоченный Совета Всеросийского съезда старообрядцев В.Е.Мельников. По его сведениям, «явных старообрядцев» насчитывалось здесь свыше сотни семей, но все они жили разбросано, по два-три семейства в селении. На общем фоне небогатого сахалинского крестьянства трудолюбивые семьи староверов заметно выделялись. Жили они, как правило, очень справно. Каждая семья имела хороший дом, крепкое хозяйство, несколько голов крупного рогатого скота и лошадей. Например, старообрядец Федосеевского согласия Т.К.Алексеев был старостой села Корсаковка. Он имел два дома с надворными постройками и двумя участками земли, 10 голов рогатого скота, 5 лошадей, сельскохозяйственного инвентаря и имущества на 3 тысячи рублей. Исполнитель духовных треб местных старообрядцев, некто И.А.Парфенов, кроме скота и инвентаря, имел 5 домов, розданные в наследство сыновьям, стоимостью все не менее 5 тысяч рублей (29). После 1905 года не пожелала возвращаться в Россию и осталась на Южном Сахалине при японцах, небольшая община русских старообрядцев. Как сообщает писатель В.Я.Канторович, их насчитывалось 27 семейств (30). Жили они довольно обособленно в деревне Аракури*. Как установил сахалинский краевед С. Федорчук, некоторые потомки из этих семей староверов и по сей день живут на Сахалине (31). В конце XIX — начале XX века Православная Церковь, будучи государственной религией, занимала господствующее положение на Сахалине. При поддержке местной администрации строительство православных храмов продолжалось вплоть до русско-японской войны и начала боевых действий самом Сахалине, развернувшихся летом 1905 года. Так, перед самым началом войны, были построены церкви в селениях Владимировка и Нояси**.
* До 1905 г. селение называлось Аракул; с 1947 г. — пос. Выселки Kopсаковского района. ** Ныне г.Лесогорск Углегорского района. _____________________________________ Но в целом преобладающая роль Православной Церкви на Сахалине в тот период объяснялась, конечно же, не столько правительственной поддержкой, сколько объективными условиями и прежде всего составом населения. Несмотря на довольно пестрый состав жителей острова, основную его часть представляли православные — выходцы из центральных и южных губерний России, Украины и Сибири. Преобладание православного населения нашло свое отражение, в частности, в названиях населенных пунктов, основанных в период каторги. Часть этих названий с течением времени, по ряду исторических причин, исчезла с карты Сахалинской области. Но некоторые из них сохраняются и по сей день. Это село Воскресеновка Тымовского района; село Покровка (прежнее название — Покровское) Долинского района и другие. После двух войн, прокатившихся огненным смерчем по Сахалину в первой половине XX столетия, почти не осталось на острове исторических памятников. И потому сохранившиеся старые русские названия, не только связанные с православием, но и «светские», нам особенно дороги. Каждое из этих названий — словно маленькая лампадка, которая светит из далекого прошлого, не позволяя забывать о нем. Имеющиеся материалы по этнографии русского населения Сахалина конца XIX — начала XX века не содержат каких-либо конкретных сведений по проблеме так называемого бытового православия. Но, как известно, религиозные взгляды основной части христианского населения России все же несколько отличались от официального учения Церкви. Отечественная литература и устное народное творчество показывают, что российское крестьянство далеко неоднозначно относилось к духовенству. Крестьян возмущали жадность и стяжательство некоторых сельских «батюшек», их формальное отношение к пастырским обязанностям и недостойное поведение в быту. Зачастую крестьяне соединяли в своем сознании христианство с языческими суевериями и обрядами, верой не только в Бога, но и в домовых, леших, водяных, духов и т. д. (32). И, конечно же, основная масса населения острова не являлась исключением в этом отношении. Поэтому, рассматривая историю Православной Церкви на Сахалине, следует сказать и о том, что было бы серьезной ошибкой хоть в какой-то мере идеализировать прошлое острова-каторги, а тем более наших далеких предшественников — сахалинских первопоселенцев. Надо помнить, что большинство из них было «острожного закала», а потому повышенной чувствительностью, да и набожностью не отличалось. Эту черту психологии островитян эпохи каторги отмечали многие путешественники. Один довольно наблюдательный автор писал по этому поводу о своих впечатлениях в 1902 году в газете «Восточный вестник»: «Сахалинский поселенец редко даже перед церковью снимает шапку, а подходя к ведру с водкой, уже обязательно с благоговением снимает долой свою фуражку» (33). Русско-японская война 1904—1905 годов завершилась для России утратой Южного Сахалина. Каторга прекратила свое существование, а в 1906 году правительство приняло закон о ее официальной отмене. Большая часть жителей покинула остров. В конце 1905 года на Северном Сахалине осталось всего 5,5 тысяч русских. В южной части острова, отошедшей к Японии, насчитывалось несколько десятков семей российских подданных. Хозяйство Сахалина пришло в состояние упадка и разрухи, многие селения оказались заброшены. Сократилось и число православных приходов, а на Южном Сахалине деятельность Русской Церкви на несколько лет вообще прекратилось. В ходе боевых действий летом 1905 года пострадали многие храмы Южного Сахалина. Церковь в посту Корсаковском сгорела во время высадки японского десанта. Та же участь постигла и церковь в Березняках, с той лишь разницей, что случилось это в результате лесного пожара, уничтожившего часть селения. Уцелевшие православные храмы в селениях Владимировка, Галкино-Враское, Кресты, Нояси остались без присмотра, были почти полностью разграблены и постепенно разрушались. В некоторых из них размещались японские учреждения. Церковные колокола японцы поснимали и приспособили их для своих нужд — на железнодорожных станциях и пожарных вышках. На территории Южного Сахалина было образован губернаторство Карафуто, с центром в городе Тоехара*. Заботу об оставшемся православном населении Карафуто взяла на себя русская духовная миссия в Японии. Потрясения русско-японской войны не отразились на положении миссии. А поскольку глава миссии епископ Николай поддержал во время войны правительство Японии, то это еще более укрепило позиции православия в этой стране. По данным на 1914 год в Японии насчитывалось около 37 тысяч православных христиан; действовало три православных церкви, имевших 37 священников, 8 диаконов и 113 катехизаторов из крещенных японцев. В Токио находилась духовная семинария, в которой обучалось 67 человек. Служба в церквах велась на японском языке (34). В 1909—1911 годах Карафуто трижды посетил отец Сергий — епископ Киотосский и помощник главы православной миссии в Японии**. ___________________________________ * Бывшее селение Владимировка: с 1946 года г. Южно-Сахалинск. * * Отец Сергий — в миру Сергий Тихомиров (1863, по другим сведениям 1871 — 1945), крупный деятель Русской Православной Церкви, духовный писатель. В 1895 г. пострижен в монашество. В 1896 г. окончил Петербургскую духовную академию. Магистр богословия. В 1905-1908 гг. — ректор той же академии, епископ Ямбурский. С 1921 г. архиепископ, с 1931 г. — митрополит Японский. __________________________________ Преодолевая многочисленные трудности он побывал во многих населенных пунктах, где еще проживали бывшие российские подданные, а также православные Поездки отца Сергия на Южный Сахалин и его страстные выступления в печати о жизни «сирот-сахалинцев» не остались без внимания в России. Решением Синода в 1911 году на Карафуто был открыт приход. В его состав вошли все русские, оставшиеся в южной части острова и японские переселенцы, исповедавшие православие, а также православные из числа туземцев — айны, ороки и др. Для них Святейший Синод выделил средства на содержание иерея, псаломщика, и учителя. Желающие ехать на далекий Сахалин, да еще туда, где управляли японцы, нашлись не сразу. Лишь в сентябре 1911 года прибыл на Карафуто с походной церковью молодой священник отец Николай. К новому месту службы его сопровождал все тот же неутомимый епископ Сергий (35). В эти же годы небольшой приход православной миссии находился на Курильских островах, а точнее, на о.Шикотан. Сюда еще в 80-х годах XIX века японские власти переселили с северных островов Большой Курильской гряды, Шумшу и Парамушир, несколько десятков айнов — бывших российских подданных. Это были те самые курильцы, предки которых приняли православие еще во времена Иннокентия Вениаминова и даже раньше. Спустя десятилетия они сохраняли русские фамилии — Сторожев, Плетин, Черный, а также имена, полученные при крещении. В 1903 году Шикотан посетил архимандрит Сергий из духовной миссии в Токио (36). В последующие годы православные священники продолжали бывать на Шикотане. В селении Сикотан* была построена небольшая часовня, сохранившаяся до 1945 года, когда на южные острова Курильской гряды пришли советские войска. Высадившись на Шикотане, советские десантники были очень удивлены, встретив в домах местного населения потемневшие иконы и книги на церковно-славянском языке (37). В послевоенные годы потомки православных курильцев, вместе с репатриированным населением из числа японских граждан, выехали в Японию. ______________________________ * Ныне пос. Малокурильское Южно-Курильского района Сахалинской области.
ПРИМЕЧАНИЯ Глава I I
|